0
981
Газета Культура Интернет-версия

23.03.2001 00:00:00

Заблудившееся поколение

Тэги: брауде, кино


"САМОЕ дорогое у человека - это жизнь" - хрестоматийное изречение, где слух режет только "дается один раз", отрицающее бессмертие души. Герою французского фильма "Вторая жизнь" 30-летнему Венсану оказалось "мучительно больно" через миг после автокатастрофы очнуться... не на больничной койке, а на том же месте, в другой машине, 17 лет спустя.

Опять речь пойдет о путешествии во времени? Говорят, в Лондоне хранятся бич и треуголка Пимпа Дрейка из 18-го столетия, на несколько минут заброшенного в вагон военного поезда в 1914-м, в архивах ФБР - дело о человеке, сбитом в Нью-Йорке в 1952 г. - конторщика, без вести пропавшего в 1903-м, а устных "свидетельств" и вовсе несть числа... Но фильм о другом. О выборе. "Временной сдвиг всего лишь прием", - так определил тему своей картины Патрик Брауде, сыгравший в ней и главного героя. Самое трудное, по словам режиссера, было воссоздать год 1982-й до мелочей. Есть понятие временной синусоиды - все повторяется через раз, и каждое десятилетие - антипод предыдущего. После просмотра фильма осознаешь, как за неполные 20 лет поменялось буквально все: теплый оранжевый фон сменил виртуально-синий, спортивно-экологический стиль - офисный и "кислотный". В начале 80-х "продвинутые" молодые люди практиковали "бегство на Восток" (не случайно действие фильма начинается в Индии, где Венсан и два его друга путешествуют автостопом), теперь бегут в "виртуалку", странствуют во Всемирной паутине. "Это были очень волосатые годы, - говорит режиссер о выбранной им эпохе, - у всех были неправдоподобные шевелюры, включая футболистов". Не случайно отправными точками этой истории стали два футбольных матча Франции на кубок мира - "волосатого" Платини сменил лысоватый Зидан. Русский человек из 82-го в 1991-м очнулся бы в другой исторической эпохе, но у Венсана и без того "крыша едет"... 1998-й обрушивается на него трелями мобильников, щитами бегущей рекламы и прочими вещами, для нас привычными. "Быть человеком - значит, выбирать, - говорит один из героев фильма, старый раввин, - если не выберешь ты, твой выбор сделают за тебя. И не удивляйся тогда, что ботинки, купленные тобой, тебе не впору". Венсан, в 30 лет так и не научившийся выбирать, предпочитая плыть по течению, наказан - все не впору ему в собственном будущем. Исчезла возлюбленная, мудрая и нежная Лори, на которой он все не решался жениться. В расплывшейся вульгарной особе он с трудом узнает улыбнувшуюся ему 17 лет назад красотку-продавщицу, оказавшуюся его супругой, а грубиян-школьник и рано созревшая девица зовут его папой. И он сам - "розоватый" по убеждениям интеллигент левых взглядов, начинающий предприниматель, борец за экологию - теперь превратился в президента концерна, производящего упаковку, хозяина солидной недвижимости и нефтяных акций, то есть в то, что он всю жизнь презирал... "Промахнулся" не только Венсан. Один из его друзей, толстяк-неудачник, разорившись, стал его личным шофером, другой, бывший левак-экстремист, подался в буддисты, в раввины.

"Не тот" выбор сделало все поколение и, вполне вероятно, настоящее Венсана и его друзей - наше не столь далекое будущее.

Философский, метафизический пласт - буддийские мотивы, экзистенциальная проблема выбора, цитаты из Каббалы - упрятан в "упаковку" популярного жанра, фильм стилизован под комедии начала 80-х с Депардье и Ришаром. Отсылка к Марселю Прусту звучит здесь как пародия, - кусочек бисквитного печенья, вернувший героя в прошлое (знаменитый эпизод из романа "В поисках утраченного времени"), - именно кусочек бисквитного печенья оказывается недостающей деталью, позволившей Венсану повернуть время вспять, чтобы, вернувшись в прошлое, сделать свой выбор. Но... не так все просто.

"Мне не хотелось следовать логике фильмов о путешествиях во времени, - говорит режиссер, - поэтому столь неожидан финал. Все предопределено. Ничего не предопределено". Такой, по мнению создателей фильма, основной парадокс бытия.

Семнадцать лет назад молодой врач ветеринарной клиники, случайно встретив друзей-кинематографистов, поехал с ними на Каннский кинофестиваль. "Я пошел в клинику, - вспоминает Патрик Брауде, - и сказал, что увольняюсь, потому что хочу работать в кино". Итог этих 17 лет - 11 картин (режиссер, актер, автор или соавтор сценариев). "Конец предопределен, - сказал Брауде, отвечая на вопрос журналиста, - не предопределен только путь, по которому мы должны следовать, чтобы достигнуть конца".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1527
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1445
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1661
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1377

Другие новости