0
1845
Газета Культура Интернет-версия

24.03.2001 00:00:00

Юбилей с вакханалией

Тэги: юбилей, балет, хореография


юбилей, балет, хореография

"РУССКИЙ БАЛЕТ" имеет руководителя Вячеслава Гордеева, областной статус, помещение в Кузьминках, стандартные заботы о хлебе насущном и творчество, отвечающее объему забот. Для привлечения публики и надежности кассы - проверенная классика в компактной версии: с фонограммой, усеченными ансамблями кордебалета и приспособленными для кочевой жизни декорациями. Для имиджа - та же классика, но позабытая или редко исполняемая. Проблемы аутентичности хореографического текста и сценографии, точности стиля и качества техники танца - по возможности, которой, как правило, в труппах такого рода не бывает. Артисты (кто поинтереснее) периодически уходят в другие, более богатые или более престижные коллективы; оставшиеся исполнители озабочены прежде всего тем, как справиться с трудными хореографическими текстами, создававшимися когда-то для исполнителей Дягилева, Мариинки и Большого. Тут уже не до тонкостей. Тем более что 40 танцовщиков труппы обязаны обслужить такие махины, как "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Дон Кихот" и даже "Спящую красавицу", переодеваясь по пять раз за спектакль. А гастроли всегда обеспечены: если это не Германия, где гордеевский коллектив любят импресарио (марка "русский балет", прославленная в прошлом веке великими артистами, может кормить еще много лет), то площадки предоставят подмосковные города.

За несколько дней до юбилейного концерта в честь своего 20-летия "Русский балет" показал премьеру - вечер "В честь Горского", третий в ряду аналогичных проектов (до того состоялись спектакли "В честь Петипа" и "В честь Фокина"). Идея была почтить память московского балетмейстера, много лет возглавлявшего балет Большого театра. В спектакле танцы совмещены с лекторием. Сам Вячеслав Гордеев в усах и бородке "под Горского" озвучивал декларации балетмейстера о танце, освобожденном от академических канонов, программном нарушении симметрии как протесте против строгой геометрии классического балета и этнографической точности костюмов как необходимой эстетической компоненте. Но в показанном зрелище все было с точностью до наоборот. Унифицированный кордебалет нарушал строгость собственных рядов отнюдь не программно, но по причине неотрепетированности. Многие костюмы были по-простому изъяты из казенных редакций классики. Включив в программу фрагменты из "Конька-Горбунка", "Коппелии", "Дон Кихота", "Раймонды", "Тщетной предосторожности", театр не удосужился очистить их от напластований прошедших десятилетий, хотя по ходу репетиций Гордеев консультировался с ветеранами ГАБТа и изучал зарубежные архивы. Солисты демонстрировали немыслимые при Горском раздирающие "шпагаты", жете по кругу, двойные со-де-баски и "козлы".

По случаю 20-летия труппы коллектив перебрался из Кузьминок в Концертный зал "Россия", где и провел гала-концерт. Юбиляра поздравили представители губернатора Московской области Бориса Громова и Министерства культуры. Вечер был построен как "ретроспекция творческой летописи театра" (читай - фрагменты из классической хореографии). Основной художественный прием - одну роль исполняют несколько солистов, своих и пришлых. Если Белым лебедем выплывает артистка "Русского балета" Майя Иванова, то Черной птицей объявляется приглашенная Анастасия Волочкова. Если эротические пляски "Шехерезады" начинают гости из ГАБТа Илзе Лиепа и Марк Перетокин, то заканчивают свои: Римма Сологубова и Сергей Баталов. Вечер включал хореографию Льва Иванова и Мариуса Петипа. Вслед за "Вальпургиевой ночью" из оперы "Фауст" показали "Вакханалию" из оперы "Самсон и Далила". "Вакханалию" сочинил Александр Горский в 1917 году. Танцы в опере Гуно поставил Леонид Лавровский в 40-х годах. Номера очень похожи...

У руководства труппы есть собственные взгляды на историю русского балета. В отрывке из спектакля "В честь Фокина" появляются беседующие фокинские современники, балетоман и балетоманка, они спорят, но потом сходятся на том, что значение легендарного прыжка Нижинского в "Видении розы" (герой вылетает в раскрытое окно) "сильно преувеличено". Видимо, поэтому "Видение розы" не побоялся станцевать солист ГАБТа Андрей Евдокимов: он еще не оправился после травмы, но тем не менее вышел на сцену, а вместо упомянутого прыжка просто поднял ногу и перешел через подоконник. С соответствующим впечатлением в зрительном зале. Сам Вячеслав Гордеев снова примерял на себя биографию классика, выходя на сцену "в роли Михаила Фокина" (роль свелась к подбадриванию танцовщиков в халатах, готовящихся к выступлению; артисты, в свою очередь, видимо, преобразились в этот момент в исполнителей из дягилевской труппы?).

Вопрос номер один: зачем в "Видении розы" понадобилось уродовать знаменитый костюм Льва Бакста и вместо него одевать исполнителя в нечто лилово-приблизительное? Вопрос номер два: можно ли объявлять отрывок из балета "Сильфида" в хореографии Филиппо Тальони, если в мире существует лишь ее позднейшая полуфантазийная реконструкция, сделанная Пьером Лакоттом, а в "Русском балете" добавляют к танцу а-ля романтизм не свойственные этому танцу, но зрелищные высокие поддержки?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1436
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1638
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1742
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4049

Другие новости