0
1096
Газета Культура Интернет-версия

19.04.2001 00:00:00

Красноречивая тишина

Тэги: музыка, классика, дирижер


музыка, классика, дирижер

-ГОСПОДИН НОЗЕДА, с какими еще коллективами, кроме Мариинского театра, вы работаете регулярно?

- Я делю свое время между Мариинским театром, Гаагским и Бирмингемским симфоническими оркестрами.

- Из чего состоит ваш сезон?

- Он складывается примерно так: 60% - симфоническая музыка, 30% - опера и 10% - балет.

- Какие композиторы вам наиболее близки?

- Я люблю то, что делаю в настоящий момент: сегодня вечером буду больше всего остального любить "Богему".

- А какая неитальянская музыка интересна итальянцам? Как обстоит дело с Брукнером, Малером, Сибелиусом?

- К сожалению, я очень редко бываю в Италии. Но могу сказать, что Брукнер не очень популярен. И Сибелиус тоже. Последние десять лет все более популярной становится русская музыка: Чайковский, Мусоргский, Скрябин, Прокофьев, Стравинский, Шостакович. Из великих немцев - Моцарт, Гайдн Брамс. Малер больше, чем Брукнер.

- Почему гармоничный, особенно в сравнении с Малером, мир симфоний Брукнера оказывается чужд итальянцам с их светлым мироощущением?

- Я думаю, что все дело во времени. Брукнеровские симфонии масштабны, его манера говорить с публикой спокойная и неспешная. Мы же привыкли к суете. Нам нелегко сидеть напротив другого человека и часами внимательно слушать его. Это проблема не Брукнера, а нашего века. Если нам сложно вести спокойную беседу, то погружаться в длинные музыкальные размышления еще сложнее.

- Или потому, что открытым и солнечным итальянцам эта музыка просто кажется занудной?

- Да неправда, что итальянцы солнечные - они, как и все люди, очень разные. Существует много мифов о разных народах. Когда я впервые ехал в Россию, думал: у русских лица, как маски, они никогда не смеются. Но это оказалось так же неверно, как то, что все итальянцы открыты, улыбаются и любят общаться. Очень трудно понять народ, взращенный на иных традициях. Знаю только одно: в России есть люди, с которыми я провожу много времени, и я этих людей очень люблю. Еще мне нравится русская кухня. Солянка, борщ - это вкус, неизвестный сегодняшней Италии. Какой-то старинный, бабушкин. Напоминающий детство.

- Вернемся к музыке. В Италии сильная дирижерская школа?

- Да. Потому что в нашей истории было много значительных дирижеров. Но нет традиции Артуро Тосканини. Вероятно, потому, что работа дирижера очень изменилась за последние 40 лет.

- А память о нем? Ведь Тосканини был неправдоподобно для академической профессии дирижера любим итальянцами.

- Есть большое уважение к Тосканини. Но сегодня мы понимаем, что он - явление определенного исторического периода. Например, он был очень требователен, даже агрессивен по отношению к оркестру. Сейчас это уже невозможно. Дирижер оставался символом абсолютной власти с начала ХХ века до 50-х годов, особенно между двумя мировыми войнами. И политическая история Европы вполне с этим согласовывалась. У нас в Италии был фашизм и Муссолини, в Германии - нацизм с Гитлером, а здесь, в России, еще одна диктатура - Сталина. В самом времени витала необходимость сильных фигур.

- Какой же тип взаимоотношений между дирижером и оркестром выдвигает наше время?

- Равенство. Надо понимать, что, с одной стороны, дирижер несет личную ответственность за работу, которую делает весь оркестр. В этом смысле он абсолютный лидер. Но, с другой стороны, дирижер нуждается в каждом из музыкантов, ибо без них он - ничто. Такое сложное равенство.

- И как вы объясняете музыкантам, чего хотите достичь?

- Оркестр не любит слушать слова - я стараюсь, насколько это возможно, донести свою мысль жестом. И не только руками - лицом, глазами. Если не получается, даешь какие-то указания словами. А последний шаг - чем кричать, лучше просто выйти из оркестровой ямы. Уйти, и тогда оркестр задаст себе вопрос: почему он ушел? И поймет. В любом случае тишина красноречивее крика. Не говоря ни слова можно многое сказать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1525
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1442
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1660
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1376

Другие новости