ДЕСЯТАЯ, юбилейная по счету выставка проекта "Золотая карта России" открылась в Инженерном корпусе Третьяковки. На сей раз в столицу себя показать приехала Курская областная картинная галерея. Основу ее собрания составляет русская и западноевропейская живопись из поместий князей Барятинских, Нелидовых, коллекция В.Г. Шварца и прочие картины, национализированные в революцию. Сейчас Курская галерея насчитывает в своих фондах более 8 тысяч экспонатов, среди которых есть полотна В.Л. Боровиковского, И.Н. Крамского, А.И. Куинджи, И.Е. Репина, К.С. Петрова-Водкина, С.А. Коровина, В.Е. Маковского, И.И. Левитана, М.В. Добужинского, В.И. Сурикова, И.И. Машкова, А.В. Лентулова, А.А. Осмеркина, М.С. Сарьяна. Есть там и западноевропейская живопись XVI-XIX веков - Ф.Бароччи, Ф.Мальтезе, Г.де Крайер, Ш.Ф. Лакруа, Э.Виже-Лебрен...
Но в Курске, кажется, решили разрушить стереотип представления о российском провинциальном музее, где всего понемножку, и привезли фактически "персоналку" - сто работ Александра Дейнеки. Решение для галереи, носящей его имя, не столь неожиданное, если вспомнить, что курская коллекция Дейнеки, по существу, музей в музее - тысяча единиц хранения, среди которых его знаменитый "Автопортрет" (1948) и "Футболист" (1932), восьмая часть всего музейного собрания. Решение созрело еще в 1999 году - тогда Курск в отличие от столицы отметил 100-летие художника (1899-1969).
Будучи знаковой фигурой соцреализма и сталинского истеблишмента, автором программных произведений - "Перед спуском в шахту" (1924), "Текстильщицы" (1927), "Оборона Петрограда" (1928), "Будущие летчики" (1938), "Окраина Москвы" (1941), "Оборона Севастополя" (1942) и монументальных панно в здании Народного комиссариата земледелия (1934), советского павильона на Всемирной выставке в Париже (1937), плафона для здания Центрального театра Красной Армии (1937), мозаик для станций Московского метрополитена "Маяковская" и "Новокузнецкая", панно для советского павильона на Всемирной выставке в Брюсселе (1958), лауреатом Ленинской премии (1964), Героем Социалистического Труда (1969), вице-президентом Академии художеств СССР (1962-1966) и членом-корреспондентом Академии искусств ГДР, народным художником СССР, кавалером ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени, преподавателем многих художественных институтов - Дейнека прожил на редкость плодотворную творческую жизнь.
Он был плотью от плоти своего времени. Его биография, пожалуй, также знаменательна, как и его творчество. Он родился в 1899 г. в Курске, учился в Харьковском художественном училище, в 20-е гг. работал фотографом в Курском уголовном розыске, возглавлял губернский комитет по народной культуре, оформлял агитпоезда, делал эскизы декораций и костюмов для Курского драмтеатра, руководил художественной студией при Курском политическом управлении, рисовал плакаты для Курского отделения РОСТА, затем учился во ВХУТЕМАСе и работал в журналах "Безбожник у станка", "Даешь", "Красная нива", "Прожектор", "Смена", был членом-учредителем ОСТ, членом группы "Октябрь" и членом РАПХ.
На выставке в Третьяковке представлены все этапы, жанры и направления творчества Дейнеки, в том числе малоизвестные. Это блестящая гротесковая живопись, например "Женский портрет" (начала 20-х), который половина корреспондентов выбрали для фотоотчета. Это "Портрет С.И.Л." (1936). Дама в желтой кофточке на портрете - первая жена Александра Дейнеки Серафима Ивановна Лычева.
Дейнека писал, что любит в пейзажах "просторы, высокие небеса, ясные далекие горизонты... полутона в контрасте с локальным цветом. Цветовая неожиданность меня привлекает новизной, она лучше запоминается". Он действительно работал в понятной манере, выставляя не просто крупноформатные работы, а действительно просторный, радостный и движущийся мир. Поначалу его обвиняли в "формализме", в 30-е гг. он, конечно, выглядел модернистом, но постепенно Дейнека удостаивается почестей и званий от власти, всегда нуждающейся в жизнеутверждающем искусстве. Если говорить о формализме, то это скорее относится к заказным монументальным работам последних лет, явно утратившим прежнюю энергетику.
Для поколения, успевшего хлебнуть социализма, было бы интересно поподробней проследить другую линию творчества, увидеть не канонизированного Дейнеку, в частности его лирические акварели 30-х гг. Но для этого придется ехать в Курск, куда и приглашал, открывая выставку, новый губернатор Курской области Александр Михайлов.