0
1102
Газета Культура Интернет-версия

29.05.2001 00:00:00

Синтез против концепции

Тэги: глезер, выставка, цдх, живопись


Александр Глезер, известный издатель, переводчик, поэт и диссидент, в прошлом - один из устроителей знаменитой "Бульдозерной выставки", теперь одержим идеей открыть в Москве "Музей русского современного искусства". В ЦДХ открыта выставка "Искусство синтеза", на которой представлены картины потенциальных участников собрания. Восемнадцать лет назад Эрнст Неизвестный сказал в интервью: "Весь ХХ век в изобразительном искусстве шел процесс аналитики. Художники отказывались от сюжетности, предметности, фигуративности, а с приходом концептуализма - и от живописной палитры. Но я уверен, что в конце этого века или в начале будущего наступит время собирать камни, то есть на смену аналитике придет синтез". На пресс-конференции Александр Глезер привел эти слова. Он уверен, что время синтеза наконец наступило: вот уже несколько лет он собирает единомышленников. Эти художники соединяют в своих картинах элементы самых разных, кажущихся несочетаемыми направлений современного искусства. Однако черты "русского фантастического реализма", по словам Александра Глезера, проступают в большинстве работ, представленных на выставке. У Бориса Иванова и Александра Жолудя он сопрягается с сюрреализмом, у Марии Владимировой и Софьи Батуриной - с декоративным, у Алены Азерной - с фольклорным началом, у Вячеслава Головченко - с супрематизмом, у Дмитрия Даниша, Дмитрия Яновского и Дмитрия Покровского - с абстрактным экспрессионизмом, у Олега Лазаренко - с кубизмом и сюрреализмом, у Андрея Медведева - с театральным дизайном.

При желании в работах "синтезаторов" можно разглядеть не только направления, перечисленные куратором. Куклы на картинах Андрея Медведева напоминают юную инфанту Изабеллу с картины Веласкеса: словно бы современный художник рассматривает шедевр под увеличительным стеклом, вычленяя центральную деталь композиции картины - застывшую фигурку маленькой принцессы в широком кринолине, - укрупняя и утрируя ее, превращая в куклу. У Бориса Иванова можно найти параллели с Ван Гогом ("Песня"), с Шагалом ("Песнь для Оскара Рабина"), но прежде всего - с "наивом" Анри Руссо. Карикатурно-простодушный поэт и бессмысленная муза неподражаемого наивиста, кажется, послужили прототипами для всех персонажей художника.

Так или иначе, у всех "синтезаторов" в работах преобладает игра со смыслами, более уместная в литературе, чем в живописи.

По словам устроителя, на Западе картины представленных на выставке художников пользуются большим успехом. В Москве на вернисаж пришли немногие. Выставка из Москвы отправится в Харьков и Нижний Новгород, где, возможно, пройдет успешнее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1597
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1795
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1908
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4279

Другие новости