0
961
Газета Культура Интернет-версия

10.07.2001 00:00:00

Стопроцентная ленкомовка

Тэги: слободская, театр, юбилей, актриса


СЕГОДНЯ Слободская для Петербурга, как Эдда Урусова, Евгения Ханаева и Ольга Аросева для Москвы. Одновременно. Аросева, кстати, вместе с Верой Васильевой - сокурсницы Слободской по Московскому театральному училищу, которое они закончили в 1947 году. И делайся "Кабачок 13 стульев" в Питере, Слободская заняла бы там свое место. И слава ее была бы всесоюзной. Вот только фонограммы польских песенок ей вряд ли понадобились бы. Слободская великолепно поет. Лет тридцать с лишним назад ей удавалось "укладывать" зал в знаменитой ленкомовской "Трехгрошовой опере". Ее Селия Пичем, как и Феклуша в товстоноговской "Грозе", как и Липочка в товстоноговско-лебедевском "Свои люди - сочтемся", как будто определила один полюс ее универсального клоунского таланта, отточенного и утонченного страстью к артистическому вышиванию. К объему.

Сегодня она как связующее звено между прошлым и настоящим нашего театра. И дело тут совершенно не в ее возрасте и вовсе не в юбилейной дате. Хотя дата эта великолепна, но не величественной монументальностью, а живым блеском настоящего праздника театра, обросшего не штампами, а легендами. Более сотни ролей в театре, кино, на радио, телевидении. Спектакли Товстоногова, Лебедева, Опоркова. Золотой фонд русского театра ХХ века. А на скрижалях личного театра Инны Александровны несколько твердых правил: сцена - святое, текст нужно знать сразу, искусство - не миссия (не только миссия), а еще и кураж! Себя надо держать в струне, не быть распустехой: "Я всегда была пышечкой (это она-то, сегодня такая маленькая и хрупкая!), но не позволяла, чтобы меня развезло!"

Слободская - стопроцентная ленкомовка, хотя и украшает собой сегодня труппу Театра имени Комиссаржевской. 1 сентября 1947 года Аросева залетела к Акимову, а Слободская - прямиком в "Ленком", где служил ее отец, прекрасный петербургский актер Александр Кузьмич Слободской. Пожалуй, вместе с Товстоноговым, Лебедевым, Гориным, Дорониной, Басилашвили ей одной из немногих удалось сделать понятие "Ленком" нарицательным. Силой своего оригинального и острого дара. Потому что "Ленком" (за которым слышится ТРАМ) это все-таки немножко формализм, театральщина. А для такого эксцентричного таланта, как Слободская, это было спасение. В театре она создала целую портретную галерею, где есть место всем: и мещанам, и клоунам, и униженным и оскорбленным.

Эта маленькая интеллигентная женщина с какой-то беспощадной смелостью сумела вытащить за шкирку на свет рампы то, что ей самой в жизни было омерзительно. Ее розовая (цвет виден даже сквозь черно-белую фотографию) Липочка, с ровненькими и остренькими зубками, мертвой хваткой могла вцепиться в ранимую и живую плоть жизни и подмять ее под себя с такой обескураживающей улыбкой - только держись. Она уверенно шла в сторону Гофмана, Брейгеля, Гоголя. Но стопроцентная клоунесса (высшее артистическое предназначение), она с непостижимой ловкостью "вскакивает" в тончайшие жизненные детали, и тогда появляются маленькие экранные шедевры - как знаменитая еврейская бабушка из фильма Валерия Тодоровского "Любовь".

За почти 55 лет служения сцене Слободская сотворила целую галерею типов, с избытком встречающихся на страницах "Человеческой комедии". Амплитуда ее дарования такова, что именно ей - острой, смешной - удается извлекать из своего актерского инструмента ноты беззащитности и стойкости. Лучшая на сегодня ее роль - Тетя в антрепризной постановке режиссера Юрия Цуркану "Фантазии Фарятьева", одном из самых нежных спектаклей Петербурга, в котором слышны интонации "Милого старого дома" Петра Фоменко. В "Фантазиях" сегодня нет главных героев, но именно за этой Тетей угадывается начало рода всех немыслимых мечтателей, а на самом деле - просто настоящих людей, сильных и нежных одновременно. Слободская не может отказать себе в маленьких хулиганских выходках - и с упоительной гордостью демонстрирует семейный альбом так, что страницы летают под ее пальцами как ошпаренные. Какой напор жизнелюбия, нервности и впечатлительности. Эта роль необходима сегодня для экологического равновесия нашей жизни.

Слободская - человек уникальный. Не только потому, что порядочность, незаемное мнение, отказ от бесцветной ретушированности человеческих взаимоотношений стали дефицитом. А потому, что все эти качества в ней живут естественно и спокойно. Не обмазаны патокой сюсюканья. Не выставлены напоказ.

В искусстве у Слободской - не слава. Больше. У нее репутация. Если хотите узнать, как относятся к актеру в своей среде, всегда обращайтесь к "рукам театра": к костюмерам, гримерам, вахтерам. Они одевают и отпирают двери и всегда знают настоящую цену тем, кто выходит вечером на подмостки. И в какие одежды ты не рядись, в гении не проскочишь. У Слободской репутация высшей пробы. О таких, как она, без пафоса говорят: "Совесть театра". Такой любовью и уважением пользовались в Питере Василий Меркурьев и Михаил Данилов. Сегодня Евгений Меркурьев и Инна Слободская.

В жизни это тонкая натура чеховской интеллигентки, которая будет страдать, но молчать, когда курят в лицо или орут ночами под окнами дачи.

Принято и приятно подсмеиваться у нас над Москвой, которая "поматросит и бросит". Но что-то не слышно петербургских фанфар, не видно улиц, заклеенных афишами по случаю ее бенефисов. Слава Богу, что у нее есть планы. Одного ее имени достаточно, чтобы наполнить зрительный зал. Но есть роли, которые просто просятся на свет. Две из них пришли в голову Александру Белинскому (а уж его-то отменное чутье не обманешь) - это Роза Скороход в "Мечте" и странная миссис Севидж.

Она по своему глубинному актерскому и человеческому проявлению - Мэри Поппинс. Пятьдесят лет спустя. Волшебница и хулиганка одновременно.

Национальное достояние. Не Медный всадник, конечно. И не Медная бабушка. Но Инна Александровна Слободская.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
1445
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
1487
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1193
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1020

Другие новости