0
1233
Газета Культура Интернет-версия

19.07.2001 00:00:00

Виртуоз без позерства

Тэги: спасский, концерт, музыка


Концерт Бориса Спасского подтвердил, что "надежда российского пианизма" - не только (и не столько) те несколько молодых людей, которых активно подают в этом качестве в Большом зале консерватории и за границей. Спасский обладает мастерством и сильной индивидуальностью, но, кроме того, чужд всякого позерства за роялем - что сегодня особенно в цене. За внешней безучастностью совершенно непредсказуемо рождается сила.

Спасский играл в Музее современной истории России днем - что, может, и не очень престижно (хотя 4 часа было любимым временем Горовица для начала концертов), но сумел преодолеть две заведомые трудности этого выступления - неблагоприятную акустику зала и проблемы стилистически разноплановой программы. В глуховато резонирующем зале бывшего Английского клуба не растерялся его нюансированный звук, а предельно мощная игра не слилась в недифференцированную массу. А переход от Шопена к Шуману и далее к Листу и Рахманинову произошел так, что не было оснований заключить, что какой-то из композиторов удается пианисту больше другого. С первого аккорда си-минорного скерцо Шопена Спасский задал максималистский и полнокровный подход к роялю, отражающий мир открытых эмоций. А далее - при все возрастающей свободе и интенсивности самовыражения - он показал, что нигде не переступает за грань, после которой теряется ясность формы и отмеренность ударной мощи звука. Это слышалось и в "стеклянной" переливчатости высоких трелей, и в органной "содержательности" грохочущих аккордов.

Натура Спасского в ее музыкальном выражении не представляется созерцательной и рефлектирующей. В нем угадывается активное, наступательное отношение к любому, даже трагически печальному, внутреннему состоянию. Но напор и устремленность вперед не поверхностны или занудно однообразны, они имеют свою глубину и очевидно оттенены уязвимой незащищенностью. Именно так воспринимались "остановки" этой программы - медленный эпизод скерцо и посмертный ноктюрн до-диез-минор Шопена, знаменитый ноктюрн # 3 Листа "Грезы любви" и си-минорный музыкальный момент Рахманинова. Суровость Шопена через романтическую экстравагантность "Арабесок" Шумана Спасский соединил с устрашающей гротескностью Листа в первом "Мефисто-вальсе". И затем закономерно последовал Рахманинов с чистыми красками "Маргариток", пламенным трепетом Прелюдии соль-бемоль-минор и просчитанным "обвалом" двух других прелюдий - до-диез-минор и си-бемоль-мажор. И сразу же "на бис" следовал совсем другой Рахманинов с его популярной "Полькой": ее игривую ритмику Спасский трактовал не без куража, заостряя "углы". При всей картинности и эффектности вещей Рахманинова сегодня довольно трудно встретить столь цельную их осмысленность. Чуткое исполнение Спасского намечает движение пианиста в глубь природы фортепианного звука, о чем теперь мало принято задумываться, но что радостно разнообразит сероватую в целом картину нового российского пианизма.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2290
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5104
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2814
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3245

Другие новости