0
1036
Газета Культура Интернет-версия

25.07.2001 00:00:00

Оркестрик с судьбой

Тэги: кантилена, музыка


КАМЕРНЫЙ оркестр "Кантилена" под управлением Андрея Истомина выступает не очень часто, но его деятельность начинает привлекать внимание. Для камерного оркестра не первой величины это уже много. Оркестриков такого рода и так достаточно, принцип же их возникновения часто объясняется внемузыкальными обстоятельствами: например, инструменталист находит средства на небольшой коллектив и начинает дирижировать. Так что уровень камерных оркестров самый разный, а большинство из них не имеет выраженной творческой концепции. "Кантилена" существует несколько иначе. Оркестр работает по фестивальному принципу, и его молодой руководитель исходя из реальных возможностей собирает музыкантов на конкретную программу. Зато такие появления "Кантилены" имеют свою направленность: оркестр, как правило, выступает с монографическими программами раритетной барочной музыки, непременно приглашая и солистов.

За прошедший сезон "Кантилена" дала четыре программы: Баха, Гайдна, Моцарта и Вивальди. При этом клавирные концерты Гайдна и 15-я симфония Моцарта звучали в Москве едва ли не впервые. Только что Истомин продирижировал программой Вивальди. В нее вошли один из концертов для оркестра (или маленькая симфония), затем четыре струнных концерта: два виолончельных и два двойных, для скрипки и виолончели. Вечер прошел в усадьбе Кусково, где уже давно практикуются летние музыкальные сезоны. Зал деревянного дворца - с золотом, классическими барельефами и зеркалами - один из немногих в Москве, которые так изумительно "звучат". И потому прошедший концерт оказался по-летнему приятным и познавательным.

Фестивальный принцип оркестра, разумеется, отражается на характере репетиционного процесса, и надо признать, что в концертах "Кантилены" не все идеально гладко. Нерегулярностью работы несколько ограничен и простор для стилевых поисков, столь актуальных сегодня в камерном оркестровом музицировании. И несмотря на это, есть главное: "Кантилена" берет заинтересованностью молодого оркестра, преодолевающего пока имеющиеся шероховатости. В оркестр, как правило, собираются одни и те же музыканты, и такой важный момент, как взаимопонимание между ними и дирижером, в первую очередь и воспринимается публикой.

В симфонии Вивальди оркестр не сразу, но быстро набрал тонус. А с солистами музыка прозвучала просто с высококлассной выразительностью. Игру виолончелиста Михаила Уткина (много выступающего самостоятельно, но известного прежде всего как участника знаменитого "Московского трио") отличают чистота и певучая протяженность мелодии, сочетаемая с теплотой звучания. Два концерта в его исполнении внесли ощутимо лирическое настроение. При этом особенно завораживающе тянулись медленные части, где виолончель солирует лишь в сопровождении другой виолончели и клавесина. Перепев двух басов (виолончельное соло в оркестре исполнял Алексей Кропотов) имел что-то от вдохновенного разговора, "ограненного" аккордами клавесина. Клавесинистом в тот вечер был сам Сергей Мясоедов, руководивший Московским Баховским центром и прибывший на концерт со своим инструментом.

Присоединившийся к ансамблю молодой скрипач Виталий Хандрас внес новое настроение своей собранной игрой. Двойные концерты с его участием прозвучали стремительно и "подтянуто". В этом его выступлении, может, и не все ладилось, но лидерская "настраивающая" основа его мастерства сработала в полной мере (не даром Хандрас возглавляет группу вторых скрипок у Спивакова в "Виртуозах Москвы"). Способность к творческому преодолению сиюминутных неурядиц - та черта московской концертной жизни, которая свойственна сегодня большинству несущих ее артистов. Мастерства и вдохновения музыкантов вполне хватило на вечер с настоящим вивальдиевским настроением.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2348
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5186
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2878
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3323

Другие новости