0
956
Газета Культура Интернет-версия

04.10.2001 00:00:00

Владимир Наумов: "Во мне нет тупого совпадения с самим собой"

Тэги: наумов, кино, тегеран

Со времен "Земляничной поляны" Бергмана часы без стрелок особенно кинематографичны. Именно этот образ выбрал кинорежиссер Владимир Наумов для названия своего нового фильма. Мы отправились на "Мосфильм", чтобы побеседовать с автором "Тегерана-43", "Бега", "Легенды о Тиле" и других картин "Золотого фонда" нашего кино.

- ВЛАДИМИР НАУМОВИЧ, ваша предыдущая картина вышла на экраны в 1995 году. Легко ли после такого перерыва было браться за новую работу?

- Сразу после завершения картины "Белый праздник", или даже чуть раньше, Тонино Гуэрра, Владимир Вардунас и я сели писать сценарий, который в первоначальном варианте назывался "Тайна Марчелло". Это была история итальянского скульптора, который волею судьбы попадает в Россию. Работа длилась около года. Была достигнута договоренность с Марчелло Мастроянни, который должен был сыграть главную роль и который присоединился к нашей работе. Но, когда сценарий был уже готов, по финансовым причинам дальнейшая работа над картиной задержалась. После долгой болезни Мастроянни скончался. А так как именно на нем строился весь фильм, начиная со сценария, пришлось все переделывать заново. Уже начались съемки, были утверждены актеры, а готового сценария еще не было.

- Как же вы снимали?

- Феллини, а у меня с ним были теплые отношения, за несколько лет до смерти сказал мне: "Я мечтаю снять фильм без сценария". То есть фильм-импровизацию. Но сделать этого он не успел. И до сих пор никто не реализовал эту идею. Я же снимал без сценария по необходимости. Правда, без сценария - это сильно сказано. Просто он постоянно изменялся по ходу съемок. Работа длилась в общей сложности около двух лет. Когда картина была завершена, мне захотелось внести поправки. И уже в этом году я ее "перемонтировал": кое-что вырезал, что-то доснял, и картина приобрела окончательный вид и новое название "Часы без стрелок". Таким образом, ваше предположение о длительном простое в корне неверно. Я работал почти без выходных и ни разу не был в отпуске. Я даже скажу больше: сейчас я заканчиваю работу над еще одной картиной, которую начал параллельно и снимал во время вынужденных простоев.

- В каком жанре вы работали?

- А какого жанра жизнь? Я не знаю. Так и в фильме есть и детективная линия, и драматическая, и любовная, и юмористические нотки, и философские образы, и притчевые начала. Я бы назвал это кинороманом. В нем много переплетающихся линий. Задачей же было соединить криминальное начало с философско-притчевым. Причем весь фильм должна идти своеобразная игра со временем. В кадре обычный московский бомж рисует на стене подвала картину, в которой легко узнается "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи.

- Не потеряла ли картина за годы съемок свою актуальность?

- В моем понимании современность картины заключается не в модели автомобиля или покрое штанов, а в проблеме, которую затрагивает фильм. Действие может происходить в другой стране или другом временном отрезке, но ситуации, в которые попадают герои, обязательно соприкасаются с проблемами сегодняшнего дня. Сейчас я собираюсь снимать фильм по мотивам пьесы Леонида Зорина "Римская комедия", где попробую проанализировать проблему "художник и власть".

- Вы успеваете сориентироваться в сегодняшнем, так быстро меняющемся мире?

- Я скажу вполне определенно, что могу его понять, и даже иногда лучше, чем некоторые молодые. Почему? Во-первых, мне под силу поставить себя на место другого человека. Во мне нет тупого совпадения с самим собой. Я могу поставить себя на ваше место и взглянуть с ваших позиций на себя. И представить, что вы обо мне думаете. Во-вторых, я "с высоты своих лет" имею точку зрения на сегодняшнее время. Но мне этого недостаточно. Я люблю общаться с молодыми людьми. Я преподаю, и студенты меня учат определенным вещам так же, как я их учу мастерству. Ребята помогают мне создать объем в моем ощущении жизни. Но все, что я делаю на съемочной площадке, - это прежде всего моя воля и моя ответственность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Центробанк оценил вред нефтяного эмбарго независимо от правительства

Центробанк оценил вред нефтяного эмбарго независимо от правительства

Ольга Соловьева

Минфин обещает увеличить расходы в последние дни 2022 года

0
781
Принятый на Западе раздельный бюджет не принимается в России

Принятый на Западе раздельный бюджет не принимается в России

Анатолий Комраков

Муж и жена совместно контролируют расходы в половине российских семей

0
647
Банковской системе угрожает демографический шок

Банковской системе угрожает демографический шок

Анастасия Башкатова

Пенсионеров обвинили в глобальной разбалансировке экономики

0
720
Партии присматриваются к полевым командирам и военкорам, а те – к партиям

Партии присматриваются к полевым командирам и военкорам, а те – к партиям

Дарья Гармоненко

Неожиданные результаты спецоперации проявляются в российской политике

0
586

Другие новости