0
865
Газета Культура Интернет-версия

24.10.2001 00:00:00

Музыкальный бутик

Тэги: трио, лусье, консерватория


КИТЧ по определению энциклопедического словаря - безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. Но┘ во второй половине ХХ века китч стал фактически одним из стилей, приобрел своих поклонников и кумиров. А своеобразная "изысканность" сделала его желанным в обществе, где принято появляться в вечерней одежде. Именно так следовало одеться на концерт трио знаменитого французского пианиста Жака Лусье, которым в БЗК открылся цикл "Изысканный китч".

42 года назад первая пластинка Лусье была воспринята с восторгом. Молодой, окончивший Парижскую консерваторию музыкант пошел на модный эксперимент - самые популярные темы Баха звучали с вариациями, имеющими явно джазовое происхождение. Начало 60-х годов - удачное время для таких экзерсисов. Modern Jazz Quartet Джона Льюиса, перенявший принципы барочной композиции, чуть позже - знаменитый вокальный октет Swingle Singers. Молодой пианист понял, что может привлечь внимание публики салонно-джазовыми обработками Баха - и не прогадал. В трио вошли великолепные музыканты: известный джазовый контрабасист Пьер Мишло и ударник Кристиан Гарро. Один за другим начали выходить альбомы под общим названием Play Bach, которые производили впечатление настоящей импровизации с джазовым свингом. К середине 60-х ансамбль Лусье завоевал мировую известность, и за 15 лет было продано более 6 миллионов альбомов. Смущало только одно: практически все джазовые энциклопедии игнорировали это имя. Заговор или неджазовая суть? Ответ пришел позже. А Жак Лусье, как говорят, устав от успеха, уединился на юге Франции в окружении синтезаторов и компьютеров. Новая музыка отодвинула перелицовки Баха на задний план.

Однако 300-летие великого немца в 1985 году вновь вызвало к жизни угасший проект. Мелодии из прелюдий и фуг, гавотов и клавирных концертов обзавелись не только джазовыми, но и роковыми оболочками. Сам мсье Жак, отвечая на вопрос "НГ", сказал, что всегда стремился представить Баха в новых красках и дать ему новую жизнь. В 90-е годы у Лусье дошли руки до переаранжировок более новой музыки. И если в случае Баха импровизационная основа приводила к развитию в стиле би-боп, то с импрессионистами Лусье пришлось поступить уже по-композиторски.

Новые работы хорошо известны в России, среди них есть удачные, и на концерте в консерватории прозвучало их точное воспроизведение, нота в ноту. Программа - сборник из последних лет: в первом отделении Бах, включая шлягерную Токкату и фугу ре минор, во втором - Вивальди, Дебюсси, Сати, Равель. Баховское отделение оказалось не слишком живым, а самым неджазовым было длинное соло контрабасиста с красивым именем Бенуа де Сегонзак. Даже ничего не зная о музыканте, можно было сказать, что он типичный академический басист, возможно, поигрывающий в рок-группах на бас-гитаре. Зато барабанщик с джазовой природой Андре Арпино солировал осмысленно и тонко, что оживило "Лето" из "Времен года" Вивальди и вызвало бурную реакцию зала. Впрочем, на реакцию 67-летний маэстро жаловаться не мог. За исключением первых минут, когда опоздавшие спокойно рассаживались по местам, не обращая внимания на недоуменные жесты Лусье, зал был в восторге. Особенно немалое число лиц, узнаваемых по причине частого появления на телеэкране, и постоянные посетители консерватории, удивленные тем, что знакомую музыку играют непривычным образом.

Вообще говоря, перелицовки старых сочинений сейчас уже не должны никого так сильно удивлять и шокировать. Так делали и сам Бах, и Гуно, и Лист, и Бетховен. Другое дело, как это происходит и с достаточным ли вкусом. А вот эту проблему каждый музыкант и слушатель решает сам. Но ведь не случайно Ирина Никитина, президент организовавшего гастроли фонда "Музыкальный Олимп", назвала этот цикл "Изысканный китч". Сам Лусье не обиделся: "Это название удивляет, а мне нравится то, что удивляет", - сказал пианист с улыбкой. Ох и хитрая эта Никитина. В сущности, не заметившей подвоха публике были представлены изящно, мастерски сделанные слоники на буфете, время которых прошло в начале 70-х. Но ведь она предупреждала и не виновата, что не все это заметили. "В нашем обществе сейчас возникает потребность жить в едином культурном пространстве со всем цивилизованным миром", - говорится в пресс-релизе нового проекта. Так что будем приобщаться к изысканному┘ и дальше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
900
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
475
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2848
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2245

Другие новости