0
1563
Газета Культура Интернет-версия

22.05.2002 00:00:00

Секс, смерть и окрестности

Тэги: канн, фильм, фестиваль


Конкурс фестиваля, задающий пресловутую ежегодную интригу, далеко не исчерпывает каннское киновеликолепие. С не меньшим интересом устремляешься в залы Riviera на просмотры Каннского кинорынка. Только здесь можно увидеть картины, которые появятся в мировом прокате через год, а то и больше. Или не появятся нигде и никогда. Только здесь показывают незаконченную продукцию, загадочные нарезки снимающихся фильмов, после окончательного монтажа которых вы не найдете виденных когда-то в Каннах эпизодов.

Рейтинги конкурсных фильмов регулярно печатают основные киношные издания, выходящие в Каннах в ежедневном режиме. В лидерах на сегодняшний день - картина Майка Ли "Все или ничего" (All or Nothing). Вторым остается фильм канадца Майкла Мура Bowling for Colombine. Мнение прессы редко совпадает с итогами фестиваля и даже с результатами работы Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ), вручающей в Канне свой приз. Зато создается ажиотаж, толпы ломятся на фильм - и часто засыпают прямо в зале. Каждое утро разглядывая рейтинги, в очередной раз убеждаюсь: уважаемые коллеги невменяемы, рейтинги условны, одни и те же авторы ставят одним и тем же фильмам в разных изданиях разные оценки. В общем - игра без правил.

Картина Мура, например, - банальная документальная агитка "против...", утопленная в спокойном и сытом канадском антиамериканизме, за что и получила, видимо, признание еврокритики. Полуживой Чарлстон Хестон, Мэрилин Мэнсон, провинциальный Джордж Буш тонут в фактах и фактиках на тему "США - главный и абсолютный источник насилия в мире". Факты интересные. Пузатый интервьюер - выше всяких похвал в своей простодушной одержимости. Итог нулевой: ни открытия, ни парадокса нет. Крайне интересная картина для просмотра в Государственной Думе. Новый бесконечный источник бессмысленной законотворческой энергии.

А вот Катрин Брейя, когда-то шокировавшая концептуально-безжизненным "Романсом X", наполненным до краев преувеличенным маскулинным достоинством итальянского порножеребца Рокко Сиффреди, представила в этом году в "Двухнедельнике режиссеров" очень простой по эстетике, но проникновенно живой фильм "Секс - это комедия" (Sex is Comedy). Полнометражный эпизод киносъемок, в котором изможденная Никита (Анн Парийо), переодетая в Катрин Брейя (майка и джинсы), предстает в роли режиссера, бьющегося с двумя молодыми актерами над интимной сценой в фильме. Девушка - дебютанка-девственница. Парень влюблен в режиссершу. Подробные и смешные зарисовки этого "кино о кино" выводят к чуду откровения. Очищение души через секс гарантировано.

Как определил Батай: "Оргазм - это маленькая смерть". По конкурсной картине Demonlover Оливье Ассаяса (знаменитого своей "Ирмой Веп") становится ясно, что "твой оргазм - это чужая смерть". Парадокс этой, пока тотально оцениваемой как неудачная, картины в том, что она грандиозна. Фильм, которому суждено стать культовым. Картина мира, визуализованная французским интеллектуалом, написавшим не так давно книгу о радикальном гее-сатанисте, кино-параллельщике масштаба Энди Уорхола - Кэннете Энгере, страшна и агрессивна. Картина мира, где чья-то реальная жизнь в потоке современного всепроникающего и абсолютного зла, - лишь садомазохистский киберэротический сон туповатого тинейджера, еще не освоившего модель собственного ДНК. Агрессивный, оглушающий звук, линчевское мистическое пространство, болезненные абсурдные метаморфозы Хармони Корина - все это, замешенное на философии "Видеодрома" и "Экзистенции" великого Дэвида Кроненберга, приправленное японской порно-аниме, и представляет из себя web-продукт под названием Demonlover. Фильм уже куплен для проката в России, и пропустить его будет ошибкой. Это современное кино.

Смерть и судьба стали также темами двух блестящих испанских интеллектуальных дебютов из "Двухнедельника режиссеров" и "Недели критики". Japon (видимо, Япония, хотя о ней в фильме ни полслова) Карлоса Рейгадаса - цифровой проект, пропитанный любовью и уважением к кинематографу Тарковского. Пятидесятилетний художник-инвалид забирается в горы, дабы умереть. Встречает деревенскую старуху. Она мудра. Окружающее пропитано смертью. Старуха источает жизнь, но сама гибнет в железнодорожном инциденте.

Intacto ("Невредимый") Хуана Карлоса Фреснадилльо - метафизический триллер о людях, обладающих даром "счастливой судьбы", но способных как потерять его, так и передать другому. Все избранные участвуют в загадочной смертельной "русской рулетке" вокруг прошедшего концентрационный лагерь персонажа величественного бергмановского шведа Макса фон Сюдова. В России этот фильм увидят осенью в рамках арт-хаус-линии "Кино без границ".

Смерть целого народа - вековая боль армян, геноцид начала века и библейская гора - в конкурсном фильме канадского армянина и обладателя каннской ветви 1998 года Атома Эгояна "Арарат". Оглушительный, громоздкий провал с участием Шарля Азнавура. Архаичное маразматическое действо на глобальную тему. Так всегда у Эгояна. Он снимает фильмы "через один", "урок - окно, урок - окно", как говаривал один второстепенный персонаж Киры Муратовой.

В хулиганском конкурсном фильме "Божественное вмешательство" (Divine Itervention) палестинца Элии Сулеймана, про которого ходят слухи, что он что-то важное и получит (верю без желания, фильм не лишен таланта, но льет воду только на палестинскую мельницу, а кому это сейчас нужно?), спецэффекты "Матрицы" встречаются с палестино-израильским конфликтом, а абсурдизм Киры Муратовой - с сюрреализмом новелл "Песен со второго этажа" Роя Андерсона. В этом неожиданном фильме Палестина - земля, где умирает смысл, виртуальное пространство отстраненной борьбы компьютерных героев. Любая мечта реализуется в реальности, как взрыв израильского танка.

И только британская реактивность конкурсных "Круглосуточных тусовщиков" (24 Hour Party People) Майкла Уинтерботтома (известного по видеорелизам и Неделям британского кино) - жизнеутверждающий культурологический экскурс в манчестерскую музыкально-клубную культуру времен панк-революции и new wave. Joy Division, New Order, Happy Mondays и, конечно, Sexs Pistols споют для вас на фоне дикой кислотной визуальности, кокаиновых снов и развивающегося авторского таланта режиссера.

Фестиваль гудит, фильмы крутятся, сегодня - Кроненберг и Кен Лоуч, завтра - Сокуров и Каурисмяки...

Канн


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1155
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
899
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1078
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
710

Другие новости