0
1369
Газета Культура Интернет-версия

16.07.2002 00:00:00

Смена караула

Тэги: бостон, симфонический оркестр, фестиваль, тэнглвуд


В прошедшую субботу на музыкальном фестивале в Тэнглвуде (США) состоялся гала-концерт под названием "Сейджи и его друзья". Главным героем вечера стал дирижер Сейджи Озава, руководивший Бостонским симфоническим оркестром. В концерте приняли участие Мстислав Ростропович, Джесси Норман, Гил Шахам и другие звезды. Концерт стал кульминацией серии мероприятий, проводимых в честь Озавы, который в этом сезоне заканчивает свое 29-летнее сотрудничество с Бостонским оркестром. Причиной дирижер назвал уже подписанный контракт с Венской государственной оперой, к художественному руководству которой он приступает.

О том, что Озава не собирается продлевать контракт в Бостоне, стало известно около трех лет назад. Тогда же руководство оркестра приступило к поиску новой кандидатуры. Результатом стало подписание контракта с Джеймсом Левайном, главным дирижером театра Метрополитен-опера.

Бостонский оркестр является сегодня одним из ведущих американских и наиболее известных в мире оркестров. Среди проектов, проводимых под маркой "Бостон симфони", кроме концертов собственно оркестра нельзя не назвать фестиваль "легкой" музыки "Boston Pops", летнюю школу для молодых музыкантов и музыкальный фестиваль в Тэнглвуде.

Первый Тэнглвудский фестиваль прошел в 1937 году. С тех пор он проводится ежегодно, а гала-концерт 1995 года, во время которого праздновался тройной юбилей звезд академической музыки - дирижера Сейджи Озавы (60 лет), скрипача Итцхака Перлмана (50 лет) и виолончелиста Йо-Йо Ма (40 лет), собрал почти 19 тысяч слушателей.

Сейджи Озава родился в 1935 году, с отличием окончил школу Тохо в Токио. В 1960 году Шарль Мюнш пригласил его заниматься в Тэнглвудской школе музыки, учась в которой Озава стал обладателем Премии имени Кусевицкого как лучший студент-дирижер. Во время работы с Гербертом фон Караяном Озава привлек внимание Леонарда Бернстайна, который пригласил молодого коллегу стать его ассистентом. Дальше были пять лет работы в качестве музыкального руководителя летнего фестиваля Чикагского симфонического оркестра, и руководителя симфонических оркестров Торонто и Сан-Франциско. В 1970 году Озава стал художественным руководителем Тэнглвудского фестиваля, а в 1973-м - музыкальным руководителем Бостонского симфонического оркестра.

На пресс-конференции маэстро сказал: "С Бостонским оркестром меня связывает очень многое, но теперь я должен попрощаться. Это будет непросто". Когда два года назад Озава объявил о плане покинуть пост главного дирижера, многие критики приняли это известие с радостью. Некоторые из них считали, что дирижер не обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы поддерживать Бостонский оркестр в форме, соответствующей его репутации. "Если бы я должен был сравнивать американские оркестры на предмет предполагаемых будущих достижений - Бостонский оркестр получил бы место ближе к концу", - писал критик газеты "Уолл Стрит Джорнал" Грег Сандоу.

Слушатели также предъявляли претензии к уровню игры оркестра. В то же время многие музыканты выступали "в защиту" Сейджи Озавы. В частности, концертмейстер Бостонского оркестра, скрипач Малколм Лоуэ сказал следующее: "Я бесконечно уважаю маэстро Озаву и считаю, что Бостонский оркестр поддерживает свое исполнительское мастерство на высочайшем уровне".

Так или иначе, на смену Сейджи Озаве приходит другой известный и влиятельный дирижер - Джеймс Левайн, который в настоящее время является художественным руководителем и главным дирижером Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Озава сказал журналистам, что ему "жаль, что Джимми не сможет начать работать сразу". Действительно, в связи с текущими ангажементами маэстро не сможет начать сотрудничество с Бостонским оркестром раньше, чем в сезоне 2003/2004 г.

В одном из интервью Левайн сказал: "Я был влюблен в Бостонский оркестр с юности". Левайн, как и Озава, - один из крупнейших дирижеров нашего времени. Он известен как музыкант, без малого тридцать лет руководящий Метрополитен-опера. Дебют Левайна в Мет состоялся в 1971 году, а в 1986-м он стал художественным руководителем театра. До сих пор он проводил в Мет больше чем семь месяцев в году (рекордный срок для западных театральных коллективов). Помимо этого с 1999 года Левайн является главным дирижером оркестра Мюнхенской филармонии.

Критики одобряют выбор. Тот же Сандоу пишет: "Джеймс Левайн умеет воспитывать оркестры. Это значит, что он заставляет оркестр играть более ярко, стройно, с лучшим балансом между группами, с более четким пониманием стиля". Директор Бостонского оркестра Марк Волпе согласен с журналистом: "Левайн знает, как взять великий оркестр и сделать его еще более великим. Мы об этом много говорили. Теперь начнется работа".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1548
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1750
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1859
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4217

Другие новости