0
929
Газета Культура Интернет-версия

24.07.2002 00:00:00

Анти-Бивис-и-Батхед

Тэги: сандра баллок, триллер


Немотивированные преступления, в особенности убийства, совершаемые зелеными тинейджерами, - это вообще-то прерогатива европейского кино. Притом некоммерческого. Там, как правило, герой сохраняет и внешнюю вялость, и легкомыслие, и незлобивость. Однако отправляет на тот свет людей быстро и без особых затей, часто неожиданно для самого себя. Это проблема бесцельности жизни и психической бесчувственности.

Американское кино хватается за тот же принцип - немотивированное практической необходимостью убийство, совершенное школьниками. Только установить тайную причину больного сознания тинейджеров триллер не способен. Поэтому режиссер Барбет Шредер пытается объяснить явление, ставшее частью не только современного кино, но и самой действительности. И на этом пути фильм не так уж слаб. Начать с того, что здесь весьма очевидно явлена абсолютная покинутость подростков на произвол судьбы - при финансовой состоятельности их семей и, соответственно, полном достатке главных героев. Родители молодых людей фактически так и не появляются, разве что мельком. Личный адвокат одного из ребят и тот застревает в кадре на большее количество секунд. Зато герои показаны и в роскошных коттеджах, и в собственных машинах. И с кредитными карточками у них полный порядок. Школа служит не столько местом учебы и общения, сколько мини-социумом чужих друг другу людей. Вещи и деньги заменили семью и друзей в прямом смысле слова.

В этом обустроенном вакууме пара старшеклассников в исполнении Райана Гослинга и Майкла Питта объединяется по принципу партнеров в диспуте и лабораторном опыте. Можно сказать, что это Бивис и Батхед наоборот. У Шредера плохие парни изумляют не тупостью и пофигизмом, а экзальтированностью, излишней серьезностью и катастрофичностью мышления. Пожалуй, в "Отсчете убийств" впервые за последнее время тинейджеры показаны умными и, страшно вымолвить, духовными существами. Правда, от этого не легче. Но из придурков низкого жанра герои явно преобразились в нервических "философов" жанра высокого. Случайность это или начало новой тенденции, увидим в следующем сезоне.

Намеки на гомосексуальные влечения сублимируются в дружбу двух страждущих искателей смысла жизни. Не в каждом американском триллере герои, прежде чем укокошить невинного человека, цитируют Ницше. У Шредера цитируют и прикидывают на свой счет: может ли человек стать по-настоящему свободным, то есть совершить преступление и убийство? Значит, возможностей у этих небедных детей полно - а свобода лишь грезится в страшных мечтах. И понимается свобода как готовность бросить вызов обществу, помериться с ним силами. С риском потерять привилегию законопослушных граждан - прожигать жизнь со спокойной совестью, вызывая всеобщее равнодушие или в лучшем случае зависть.

Вместо банального психофизиологического сбоя у героев "Отсчета убийств" происходит то, что в классическом искусстве называлось идейной драмой и духовным кризисом. Вместо патологии, завладевшей отдельным человеком, речь идет о социальной болезни, гнездящейся в самом организме общества. Такой сознательности от Голливуда дожидаешься редко, и дается она тяжело. Фильм изматывает напряжением, однако экшна в прямом смысле там почти нет. Давно уже герои триллеров не вели столь долгих диалогов. Зрителю, привыкшему к говорильне в европейском стиле, будет любопытно увидать заокеанский вариант. Но те, кто пришел за бурным действием, с зигзагами и загадками, могут заскучать.

Сандра Баллок играет здесь каноническую роль нервной, но хорошей девчонки-фараонши. Такую героиню сыграла бы любая американская актриса любой эпохи. А вот парочка юных несчастных убийц - на нынешний день какая-никакая новость. И ее можно считать гораздо большей удачей картины. Правда, может быть, именно эта, слишком замороченная, парочка понизит коммерческий успех "Отсчета убийств".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1527
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3929
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2183
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2461

Другие новости