0
1071
Газета Культура Интернет-версия

30.07.2002 00:00:00

"Антигеноцид" антикиллера

Тэги: кончаловский


Не было у "Антикиллера" двух необходимых вещей - внятного сценария и человеческой позиции режиссера. Картина идет почти два часа. А фильм-то получается всего-навсего о том, что крутое ворье мочит друг друга по-крупному. И пускай мочит - меньше народу, больше кислороду.

Выражаясь языком героев картины, Михалков-Кончаловский зашел на территорию, которая давно уже "схвачена" другими хозяевами. Либо надо с ними тягаться, играя по их правилам, либо придумывать свои. Ни того, ни другого режиссер не предпринял. Эстетика картины вторична, а содержание утверждает ложные истины. Бывший мент-правдоискатель Лис (Гоша Куценко) выходит из тюрьмы и идет по городу под музыку. Но Данила Багров ходит у Балабанова лучше, и музыка там звучит напористее и надрывнее. Лис мечтает уехать на остров Куба - мечтает по-детски, упрямо и наивно. А кругом лужи, грязь, криминал и беспредел. Старшая из сестер в одноименном фильме Сергея Бодрова тоже, помнится, грезила об индийской красивости. По первому разу придумка еще работала. При повторном использовании, да еще применительно к взрослому мужику прием выглядит не пикантно, а искусственно.

"Антикиллер" изобилует сценами ближнего боя. Живописно смазанные кадры и сверхкрупные планы в стиле корейских боевиков начисто лишают драку информативности. Дуло к дулу - лица не увидать. А ведь надо как-то следить за событиями. Единственный более-менее оригинальный кадр - отход в мир иной раненого Баркаса (Евгений Сидихин), который возлежит на пустой бетонной площадке в позе античной статуи "раненого галла".

В центре картины - отношения разных бандитских группировок со своими лидерами и пешками. Между ними - одинокий Лис. Но что до группировок, то в "Бандитском Петербурге" Владимира Бортко их взаимодействие было очерчено гораздо эффектнее и психологичнее. Что до одинокого мстителя, то после профи этого амплуа Дмитрия Певцова и Максима Суханова Гоша Куценко смотрится безнадежно провинциально. Правда, режиссер собрал кучу замечательных актеров. Начиная с Михаила Ульянова, Сергея Шакурова, Ивана Бортника и Александра Белявского. Завершая Александром Балуевым, Михаилом Ефремовым, Виктором Сухоруковым. Но режиссер ухитрился придумать только одну полноценную роль - для Сухорукова. Остальные носят пушки, ездят на джипах и сидят в бандитских "палаццо", не отягощенные никакими актерскими задачами. Задача тут одна на всех - выглядеть посумрачнее да поковарнее.

Из безбрежного хаоса сюжета вырисовывается веселенький расклад. Действующих лиц полно. По мере движения к финалу их периодически отстреливают - должны же быть в фильме какие-то события. И чем больше у персонажа силы, тем больше его хотят убрать. Поэтому вся картина служит иллюстрацией бренности "человека с ружьем".

О соблюдении государственных законов речи нет никакой. Остается уповать на законы воровского мира. В этой ситуации самое большое зло представляет непрагматичный и "асоциальный" придурок. Таковым является Амбал (Сухоруков), который палит направо и налево, упоенный легендами о викингах и не признающий никакой субординации и собственности.

"Милиционеров убивать нельзя", - наставляет Лис. Получается, что не милиционеров - можно. Антигуманность этой логики в фильме не видна, потому что все не милиционеры - здесь в основном бандиты. Как говорила маленькая героиня у Андрея Платонова, надо всех плохих убить, а то хороших больно мало. Вот и основной принцип Лиса - стравить всех со всеми. Если бандиты не расправятся друг с другом сами, рассчитывать больше не на кого. Командир СОБРа (Сергей Векслер) может подоспеть и помочь, но только если пальба уже идет. Кроме как убивать всех плохих, пути к порядку нету.

Давно у нас в кино уже не было таких больших массовок. Финальная разборка напоминает какую-то всемирную сечу. И всех ее участников, хотя они кровожадные негодяи, ужасно жаль. Потому что антикиллер действует с амбициями праведной наказующей силы. А он все-таки не господь Бог, он всего-навсего Лис. Антикиллер ведет к "антигеноциду". А зритель вроде как должен сочувствовать герою. Зарубежный плохой боевик всегда можно посмотреть с удовольствием. А вот российский плохой боевик да еще с дурной идеологией как-то угнетает. У нас этот жанр не может быть чистой развлекаловкой. Сейчас это всегда про нашу реальную жизнь. А про нее нельзя снимать глупо и жестоко.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1448
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3743
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2103
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2376

Другие новости