0
1499
Газета Культура Интернет-версия

21.10.2002 00:00:00

После бульдозера

Тэги: штейнберг, таруса, борух, выставка


Ну никак нельзя было этому человеку становиться свободным художником! Отец Бориса Штейнберга (настоящее имя художника) Аркадий Акимович - переводчик, писатель и музыкант - "враг народа".

И увидел он вместо московских куполов северные пейзажи Ухты. Позже - 101-й километр, Таруса. А там - Цветаевы, Толстые, Крымов, Ватагин, Заболоцкий. "Русский Барбизон". Соблазн. И Боруха прорывает: он становится-таки художником.

Именно в Тарусе Борис Штейнберг пишет свои первые живописные работы. В 1960 году дерзкий художник едет в Москву. Новый круг общения - Анатолий Зверев, Дмитрий Плавинский, Александр Харитонов, Игорь Куклис. Первые победы - картины Боруха покупает бразильский дипломат Гидо Суарес. Азарт захватывает - в 1974 году Борис примыкает к группе художников во главе с Оскаром Рабином, отстаивающих свободу творчества. Дерзость была вскоре наказана - по картинам Боруха проехался знаменитый бульдозер. Дальше - подполье, "квартирники". У художника крадут коллекцию работ русских авангардистов 20-х. Борух, разуверившись во властных силах, ищет воров сам и получает тяжелое ранение. После больницы его арестовывают и отправляют на принудительное лечение. Однако и там Мастер организовывает творческую мастерскую и работает, читает Библию и "Книгу знаков" Рудольфа Коха. Здесь начался новый период творчества - графика. "Мы смотрели на картины Боруха и задумывались обо всех этих тайных знаках и смыслах. Это было ментальное освобождение от гнета", - вспоминает сегодня Анатолий Брусиловский. После выхода из больницы в 1978 году Борис прекращает светскую жизнь. Вся дерзость и сила идет в творчество.

На открывшейся выставке "Что искала душа моя┘" - как раз эти более интимные, свободные работы. "Вы должны понять, я не выбираю сюжет и материал, это они, картины, выбирают меня", - устало поясняет Борух. Графика - хрупкая, нежная, пастельная - прописана точками. Округлые и ясные формы заштопаны рядами ниток - словно заплатки на душе ("Одиночество", 2001, "Композиция с символом водки. Триптих", 1999 и т.д.). Такой, словно обнаженной графике противопоставлены на первый взгляд "закрытые" работы из металлических перфорированных лент. Но и те - ровные, гладкие, без единого разлома. Монолит, словно удав, прячет в себе символы. То это прямо как в "Маленьком принце" - маленький игрушечный слон ("Композиция со слоником", 1992), то паук из часовых стрелок и механизмов ("Паук", 1977), то кораблик в железном "бермудском" треугольнике ("Кораблик", 1988). Символы - вот живописный язык. Душа не говорит словами, мысли не складываются в предложения. На открытии картины пустили видеорядом под живую музыку Шуберта и Листа. Ошарашенные зрители выходили и говорили, что такого Боруха они еще не видели. "В молодости понимание свободы звучит так: чего хочу, то и делаю, - говорит Борух. - Сейчас я понял, что формула свободы иная: не делать того, чего не хочешь┘" Вот так Борис Аркадьевич Штейнберг и стал свободным художником.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1702
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4211
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2320
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2619

Другие новости