0
1137
Газета Культура Интернет-версия

23.10.2002 00:00:00

Немцы взяли Петербург

Тэги: петербург, фотомарафон, берлин


Питерский осенний фотомарафон - одно из крупнейших регулярных событий в российской фотографической тусовке. Для петербургских фотографов (а город обладает богатыми традициями фотоискусства и фотографической школой, благодаря которой "петербургский почерк" в фотографии узнается сразу и безошибочно) это мероприятие - своего рода смотр достижений и месячник ударного труда. Судите сами: в ближайший месяц откроется 28 персональных и групповых фотовыставок, которые разместятся на самых разнообразных площадках - от художественных галерей и музеев до литературных кафе и залов Союза журналистов. Фотомарафон полностью оправдывает свое название: в день зрителя ожидает до пяти вернисажей, и чтобы успеть на все, придется побегать. Такие темпы, кстати, не предел: на Фотомарафоне-2000 число выставок зашкалило за пятьдесят, что было абсолютным рекордом.

* * *

В структуре фотомарафона традиционно отсутствует общая тема, но, как правило, организаторы задают ему некую сюжетную интригу, к которой участники вольны присоединяться или нет. В этом году марафон проходит в сотрудничестве с Немецким культурным центром (Гете-Институт), и темой его стал Берлин, старый и новый. Тема города, разорванного между двумя историями - коммунистической и западной - и преодолевающего этот исторический груз, чтобы найти свое место в современности, во многом близка Петербургу. "Берлинскую линию" на фотомарафоне представляют восемь самых разных событий. Это и "Великие мгновения глазами очевидцев" немецкой фотогруппы "Осткройц", запечатлевшей строительство нового Берлина, Берлина без Стены. И выставка "Берлин. Другой город" четырех именитых петербургских фотографов: Андрея Чежина, Александра Китаева, Игоря Лебедева и Дмитрия Шубина, из которой становится ясно, что фотография - это абсолютно субъективное творчество, потому что перед нами четыре разных Берлина, и "Берлин Китаева" много ближе к "Петербургу Китаева", чем, скажем, к "Берлину Чежина". И "Человек без свойств" немца Матиаса Венера с жестким и ехидным почти журналистским фото. И показ немого фильма Вальтера Рутмана "Берлин: симфония большого города" с живой музыкальной импровизацией питерского аранжировщика. И даже концерт мальчиковой группы "BER-LINN" в ночном клубе, что к фотографии и к Германии отношения не имеет, но все равно приятно. Берлин, короче, во всех ипостасях, на всю катушку и во всей красе.

* * *

"Внеберлинская" часть фотомарафона не менее разнообразна - здесь и фотожурналистика, как у Сергея Гранкина (Израиль), и изощренные формальные эксперименты, как "Мария Тиль" у Валентина Самарина (Париж), и классика питерского фото, как уже упомянутый Андрей Чежин, и фото "вне школы", как у молодого стильного Олега Шагапова, и фото, которому и имени не подберешь, как у Андрея Муштавинского┘ В общем, здесь есть решительно все. Все, чтобы подтвердить жизнеспособность и качество современной петербургской культуры вообще и фотографии в частности. Все, чтобы сделать их интересными и для профессионалов, и для широкой публики, марафонящей от вернисажа к вернисажу. Сделать в городском масштабе и практически из ничего, основываясь лишь на "подножном" культурном потенциале и на энергии небольшой группы энтузиастов.

О последнем хочется сказать особо. Петербургский фотомарафон сегодня - крупное художественное событие. Фотографы готовятся к нему год. В числе информационных спонсоров марафона наряду с российскими СМИ - журналы "Фото&Видео" (Москва), "Imago" (Братислава), "PhotoNews" (Гамбург). То есть все европейское фотографическое сообщество о фестивале знает и за ним следит. При этом фотомарафон как начинался, так и продолжает существовать на голом энтузиазме, практически без денег и абсолютно без всякого официального статуса. В последние два года устроители фотомарафона всячески пытались выбить для фестиваля статус городского мероприятия - то есть добиться, чтобы его взяла под эгиду городская администрация, что денег не дало бы все равно, но заметно облегчило бы организационные хлопоты. Город, однако, предпочел не связываться с какой-то там непонятной современной фотографией - то ли в силу консервативности своей культурной политики, в рамках которой культура мыслится в первую очередь как культурное наследие в лице Эрмитажа и Мариинского театра, то ли просто по косности и лени. Город не учел, что современная культура - это престижное и выгодное занятие, что для города это новые культурные связи и новые прибыли.

* * *

Получить официальный статус марафону явно не светит и в ближайшем будущем - хотя бы потому, что ближайшее будущее питерским культурным властям представляется исключительно в форме цифры 3 и двух нулей, а организаторы фотомарафона уже сейчас однозначно заявили, что в пику юбилейной истерии и всеобщей спекуляции на теме 300-летия города сделают Фотомарафон-2003 как можно более далеким от всякой "петербургской темы". Фотомарафон без города, конечно, проживет - как жил до сих пор. Проживет и город без фотомарафона как официального события. Но лучше бы им подружиться - с пользой для обоих.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1774
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4335
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2375
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2698

Другие новости