0
1356
Газета Культура Интернет-версия

25.10.2002 00:00:00

Театр получился общедоступный, а дом - нет

Тэги: театр, мхат


Особняк МХАТа в Камергерском пережил не одну архитектурную и техническую революцию. Но из этого здания так и не выветрился дух Художественного театра начала ХХ века. Пожалуй, это и есть самое ценное свойство дома, тем более что его бытие удивительно синхронно нашим историческим перипетиям.

Поколение тридцатилетних, пожалуй, последнее отчетливо помнит, что еще недавно, в 70-е - начало 80-х, МХАТ ассоциировался совершенно с другим зданием - с гигантским ящиком на Тверском бульваре. Снаружи он походил на декоративный, но обгоревший фасад тюрьмы, а изнутри - на цивильный и общедоступный аналог Дворца съездов. Тогда казалось, что ремонт старого здания МХАТа будет длиться вечно, как и советский застой. На самом деле страна тихо неслась к эпохе перемен.

Конец глобальной реконструкции МХАТа в 1987 году совпал с апогеем конфликта внутри театра и разделением труппы на два лагеря - под руководством Олега Ефремова и под руководством Татьяны Дорониной. А все это очень логично совпало с началом перестройки.

Общество идеологически раскололось. Раскололся и театр - на Тверском остался "советский" МХАТ имени Горького, а в Камергерский отправился "постсоветский" МХАТ имени Чехова.

Символично и то, что отреставрированный особняк МХАТа, в начале ХХ века спроектированный Федором Шехтелем, явился первой ласточкой (впору сострить - чайкой, но точнее сказать буревестником) перестроечной и постперестроечной мании - реанимировать дореволюционные корни и до упаду реставрировать старинное лицо города.

Кто после долгого перерыва, а кто и впервые увидал хорошо выкрашенный и декоративно отделанный особняк Шехтеля. Снаружи все было чисто, а внутри почти стерильно и поэтому уже непривычно. Приглушенная гамма оливкового и разных оттенков коричневого, обилие деревянных неполированных элементов - до революции 1917 года в таком облике читалось сопротивление мещанскому кафешантану и бархатным штампам дорежиссерского театра. Теперь в этом здании чувствовалось что-то глубоко несоветское. Система Станиславского прочно вошла в жизнь нашего театра. А вот стиль здания МХТ так и не стал национальным стилем театрального здания. Стиль жизни в искусстве Станиславского и Немировича-Данченко, Шехтеля и Морозова остался уникальным.

Можно, конечно, воскликнуть, что нынешний МХАТ отнюдь не антикварен, а технически весьма современен. Есть у него и вращающаяся сцена (созданная еще при Шехтеле), и гениально устроенные "трюмы", и прочие полезные штуки. Но разве Художественный театр ассоциируется с этим? Главное - душевная жизнь людей на сцене и в зале. Главное - внутренняя энергетика, слияние с образом и правдоподобие чувствований. Все прочее необходимо, но подсобно.

Самое сложное при походе в МХАТ - душевно оказаться на его уровне, и не во время самых сильных спектаклей, а во время антрактов. Принято писать об изысканности и сдержанности внутреннего убранства фойе. Эти свойства отражают принцип театра, который отказывается создавать зрителю психологический комфорт, необходимый в индустрии развлечений. Обычный зритель не знает и не думает о том, как велико закулисное пространство МХАТа, - ему дай бог освоить фойе. Кажется, что как раз места в фойе даже слишком много. Поскольку в основном это пустые комнаты, кое-где с портретами на стенах. Если зритель не очень расположен разглядывать портреты, заняться ему нечем, расслабиться тоже негде. Строгие деревянные скамьи вместо приветливых пуфиков взывают к чинности поведения. Умеренный свет миниатюрных кубических фонариков - но отнюдь не романтический полумрак - как бы рекомендует соблюдать тишину, но не ждать ниоткуда никаких сюрпризов и фокусов. Интерьер демонстративно направлен против обыденного мышления и отношения к театру как к уже готовому празднику. Попав сюда, массовый зритель может греть себя лишь сознанием приобщения к престижной традиции. Ради этого можно и помучиться.

Интерьер фойе требует, чтобы зрители сами создавали себе атмосферу и владели своими личными "подтекстами" и "подводными течениями". А к этому расположен не каждый. В воспоминаниях Алисы Коонен сохранилось описание эпизода, когда Станиславский вдруг спросил ее, смогла ли бы она уйти в монастырь. Алиса Коонен смутилась и ответила, что не знает. А Станиславский сказал, что театр - это тоже монастырь. Вероятно, в каком-то смысле МХТ нес в себе это ощущение монастырского уклада. Поэтому и интерьер здания напоминает монастырские стены. Как известно, Станиславский создавал театр-дом. Но не надо думать, что основные параметры этого дома - уют, тепло и всепреимство. МХТ - дом для избранных, готовых к неустанным психологическим усилиям для обживания замкнутой пустоты дома.

Именно эта требовательность к человеку сохраняется внутри МХАТа. Фасад же, наоборот, словно существует для всех и каждого, открытый внешнему миру. Он идеально сливается с пешеходным ансамблем Камергерского переулка, его магазинами, кафе и ресторанами - и будто намекает, что главный драматический театр России стал атрибутом респектабельного буржуазного бытия столицы. Он выглядывает на Тверскую и как бы перемигивается с каменно-бурой сталинской цитаделью Центрального телеграфа и шоколадно-зеркальной коробкой американского фаст-фуда. Вся архитектурная троица образует бермудский треугольник нынешней Москвы. В нем бесследно исчезают ощущения неадекватного, зарубежного и несовременного. Устаревшее и старинное, стильное и безвкусное - все здесь воспринимается как нечто родное, московское, всегда современное и абсолютно неповторимое. И кажется, что Шехтель создал особняк в Камергерском только вчера для жизни сегодня.

Из досье "НГ". История здания нынешнего МХАТа имени Чехова уходит в глубь Екатерининских времен, когда им владело семейство князя Петра Ивановича Одоевского. После пожара Москвы 1812 года здание пришлось радикально перестраивать. В 1852-1858 годах оно лишилось колонн и портика. Новый владелец особняка Сергей Александрович Римский-Корсаков вынужден был продать его за долги. Тогда дом впервые стал театром, спроектированным Михаилом Чичаговым. Внутренний двор превратился в сцену. В театре стали происходить дебюты. В 1882-м там начинает свою жизнь Русский драматический театр Корша. В 1885-м дебютирует Частная русская опера Саввы Мамонтова. В 1902 году здание радикально перестраивается для жизни Московского Художественного театра - по проекту самого Федора Шехтеля, субсидируется предприятие Мамонтовым. Правый подъезд увенчивается горельефом Анны Голубкиной "Пловец".

В 1974-м Совет Министров СССР решает провести реконструкцию и реставрацию здания, которую осуществляет Государственный институт по проектированию театрально-зрелищных предприятий "Гипротеатр" Министерства культуры СССР по проекту Всесоюзного объединения "Союзреставрация" Минкульта СССР. МХАТ в Камергерском открывается после ремонта в 1987 году.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1527
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3930
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2183
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2461

Другие новости