0
954
Газета Культура Интернет-версия

16.06.2003 00:00:00

Наши в Венеции

Тэги: биеннале, венеция


Началась юбилейная, пятидесятая по счету, Венецианская биеннале. По устоявшейся традиции у каждой выставки есть своя "сквозная" тема. В этом году Франческо Бонами, избранный главным куратором биеннале, предложил поразмышлять на тему "Мечты и конфликты. Диктатура зрителя" (Dreams and conflicts. Dictatorship of the viewer), дав участникам полную свободу в раскрытии этого тезиса. Свое видение вопроса представили на суд общественности художники более шестидесяти стран мира, в том числе и российские.

Россия принимает участие в венецианских биеннале с первой же выставки 1895 года. К сожалению, одна из старейших стран-участниц пока не может похвастаться особыми успехами. Собственный выставочный павильон, созданный в 1914 году по проекту знаменитого архитектора Алексея Щусева, "Почетное упоминание" 1990 года и единственный главный приз биеннале "Золотой лев", доставшийся в 1993 году за "Красный павильон" Ильи Кабакова, - вот и все немногочисленные достижения┘

Не в последнюю очередь это связано с ситуацией, в которой оказалось искусство в 1990-х годах. Избавившись от советского идеологического давления, художники столкнулись с идеологией рынка. На поддержку современного российского искусства денег ни у кого не нашлось. Возможно, в скором времени ситуация изменится: Министерство культуры передало управление российским павильоном Государственному музейно-выставочному "Росизо" (прежде этим занимался Государственный центр современного искусства). Директор "Росизо" Евгений Зяблов, ставший комиссаром российского павильона, сумел найти спонсора, выделившего деньги не только на поддержку художников (для сравнения: бюджет павильона США в 2001 году составил около 4 миллионов долларов, а бюджет российского павильона в 2003 году - 200 тысяч долларов), но и на ремонт выставочного здания, давно нуждающегося в реставрации.

Как считает художественный руководитель и куратор российского павильона Виктор Мизиано, тема 50-й биеннале "панэстетическая, она нарочито вненациональна и внесоциальна". Российский проект, отвечающий этой главной теме биеннале, получил название "Возвращение художника". Его представляют Сергей Братков, Константин Звездочетов, Валерий Кошляков, дуэт Владимир Дубосарский и Александр Виноградов. Раскрывая свой замысел, Мизиано разъяснил, что ему было важно отобрать состоявшихся и востребованных художников для участия в респектабельной венецианской биеннале. По его мнению, именно эти художники на протяжении девяностых годов представляли живопись как современное художественное выразительное средство и сегодня определяют русскую визуальную культуру.

Экспозиция русского павильона построена максимально зрелищно. Три комнаты главного этажа отданы под живопись, а в цоколе размещен фото- и видеопроект Браткова. Оклеив свой зал "веселенькими" обоями, Звездочетов разместил в нем три большие картины из серии "Типы Москвы", написанные в фирменной лубочно-комиксной манере а-ля советский журнал "Крокодил". Следующий зал завешан гофрокартоном - любимым материалом Кошлякова, прямо в Венеции создавшего свои очередные живописные миражи, в которых сталкиваются обрывки воспоминаний о классической архитектуре со смутными образами современных небоскребов. Дубосарский и Виноградов написали огромный многофигурный фриз (3х26 метров), охватывающий все пространство комнаты павильона. Братков придумал фотографические "истории в картинках", посвященные выставленным вместе с ним коллегам-художникам.

Нынешняя биеннале должна показать, удалось ли российскому искусству преодолеть кризисную ситуацию и перейти из положения бедного родственника в разряд полноценных участников международной артсцены.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1568
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4007
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2223
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2499

Другие новости