0
1361
Газета Культура Интернет-версия

25.07.2003 00:00:00

Подлинность мира по ту сторону рампы

Тэги: ноймайер, балет, петербург, гастроли


Ноймайер отравлен русским авангардом, "русскими сезонами" Сергея Дягилева, Нижинским, в честь которого его театр каждый год дает гала-концерт. В своих странствиях по Новому и Старому Свету он учился танцу в Королевском Датском балете у Веры Волковой. Нижинский для него - что Станиславский для МХАТа.

Три спектакля, показанные на фестивале, по случайности ли, сознательно ли оказались подвержены одной страсти - страсти к театру. Безумный Нижинский, безнадежный авангардист Треплев и традиционалист Тригорин, изящная Аркадина, неопределенная, с трудом отвыкающая от идей Кости Нина Заречная. Наконец, Маргарита Готье из "Дамы с камелиями" живет, дышит и умирает в театре на балете "Манон Леско". Глядя в зеркало, она видит собственное отражение в судьбе эфирной и божественной Манон. Шекспировская формула "весь мир театр, и люди в нем актеры" стала метафорой творчества хореографа.

Игра ума, его фантазийность, образный язык, намекающий на широкие познания не только в музыке, но и в живописи, принесли Ноймайеру славу новатора сцены, не забывающего традиций классического танца. Но он сфокусировал свойства своего призвания на один предмет. Как искусствовед, он сочиняет сюжеты для своих балетов. Он - сценограф, обожающий игру света и тени, контражура, перламутровой дали светящегося задника, до предела открывающего глубину сценической коробки. Он - изумительный колорист с редким чувством стиля. Словом, это художник танца.

Авторский балет "Нижинский" одарил нас воспоминаниями об одном из гениев, которыми насытила мир Россия начала ХХ века. Затменье разума гения - как затменье солнца перед несчастьем, как пересеченье в космосе света и тьмы. Два светящихся белых кольца в черном пространстве сцены осторожно движутся друг к другу, суля тьму. Феерический успех у публики и мучительные отношения с женой, сестрой (знаки материнского начала, заботы) и Дягилевым (знак любви, без которой невозможно творчество). Режиссер выводит на сцену знаменитые сценические созданья Нижинского. Все они узнаваемы по воссозданным историческим костюмам Бакста, Бенуа. Есть тут и Тень Нижинского в исполнении юркого Юкиши Хаттори. Слава и безумие. Явь, отступающая куда-то в туман. Жена, партнеры по сцене, персонажи, как тараканы, разбежавшиеся по сцене. Безумный век, дисгармония мира, в который вошла война, разрушили героя. Ноймайер передает дух высокой трагедии конкретного исторического лица - Нижинского - через его создания, через исторические костюмы созданных им героев на сцене. И кукольные механические движения рук в беспомощные моменты жизни Нижинского - от его же сценического создания, Петрушки. Он дважды безумен - этот гений танца, проживший на земле 60 лет, вобравший в себя безумие жизни всего человечества.

Герой "Чайки" - тоже балет. Тут все поглощены этим. Танец - канва, по которой вышиваются самые разные рисунки. Вплетаются любовь, смерть. Сцена - квадратный плот, с которого удит рыбу Тригорин, забрасывая спиннинг и замирая на время. Сюда возвращается Нина из своего третьеразрядного варьете, потерянная и разочарованная. Зато приверженность Аркадиной классическим канонам - мила. Воздух эпохи, как культурный контекст, Ноймайер выражает в оживающих картинах великих живописцев - современников героев. Если в "Нижинском" мы вспоминали рисунки Бакста, Бенуа, то в "Чайке" - "Голубых танцовщиц" Дега, видения в духе Малевича или Пикассо.

Тонкое стилизаторство никоим образом не скрывает, напротив - только усиливает современность высказывания мастера. Даже в "Даме с камелиями" - спектакле не о жажде творчества, не о жажде жизни, а жажде и горе от любви - навязчиво пульсирует странная мысль об иллюзорности сущего, о подменах и двойниках в жизни и искусстве. О зеркальной глади вечности, отражающей тщету страсти, о вторичности реалий и подлинности мира по ту сторону рампы, а значит, и бытия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1263
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
638
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3436
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2681

Другие новости