0
1091
Газета Культура Интернет-версия

14.01.2004 00:00:00

Восемь, Ким Ки Дук, девять

Сергей Кудрявцев

Об авторе: Сергей Кудрявцев - кинокритик, член Союза кинематографистов РФ.

Тэги: ким ки дук, кино, премьера


ким ки дук, кино, премьера Главный герой 'Береговой охраны' становится агрессивным назойливым призраком.
Кадр из фильма

"Береговую охрану", восьмую работу Ким Ки Дука, можно посчитать завершением условной трилогии о насилии в обществе, начатой лентами "Адрес неизвестен" и "Плохой парень". Впрочем, "Реальный вымысел" и "Остров" тоже следовало бы причислить к разряду жестоких произведений о жестокости в отношениях людей друг с другом и с окружающим миром. Но "Адрес неизвестен", "Плохой парень" и "Береговая охрана" более схожи между собой благодаря сквозной теме прямого или косвенного влияния на поведение героев полувекового конфликта Северной и Южной Корей, а также длительного присутствия американских военных баз к югу от линии, разделившей страну на два противостоящих лагеря.

И хотя северные корейцы вовсе не появляются на экране даже в "Береговой охране", где солдаты из южнокорейской армии охраняют границу от проникновения вражеских шпионов, складывается невольное впечатление, что постоянно напряженная атмосфера на подступах к последнему рубежу вызывает повышенную нервозность и у пограничников, и у местных жителей. Как будто сам воздух тут навсегда отравлен миазмами ненависти и нетерпимости, из-за чего люди теряют контроль над собой, стреляют в сограждан, по дурости или ради вызова пересекающих опасную черту, а потом сходят с ума и начинают смертельную охоту за бывшими однополчанами, как ефрейтор Кан, который уже не может остановиться, однажды почувствовав вкус крови.

Осознавая некоторую декларативность истории южнокорейского солдата, решившего выслужиться и пристрелившего пьяного парня, который вздумал вместе с подружкой заняться ночью любовью за пределами специального ограждения на берегу залива, Ким Ки Дук по ходу развития событий намеренно выстраивает "Береговую охрану" словно на грани реальности и вымысла. Ефрейтор Кан, уволенный из рядов армии, действует подобно неупокоенному призраку, продолжающему мстить всем подряд. А может, и тронувшаяся Ми Чен (та девушка, которая была в роковой момент с первым из застреленных) как-то причастна к почти ритуальным убийствам, которые начинают случаться с солдатами на границе.

Заканчивается же картина вообще символической сценой в городе, где Кан в полной солдатской экипировке и с автоматом в руках ведет себя провокационно по отношению к толпе любопытствующих, что должно напомнить похожие эпизоды в "Реальном вымысле", когда трудно понять, происходит ли это на самом деле или сознательно инсценировано перед камерами, снимающими синхронно и с разных точек. "Южнокорейский Рэмбо", явившийся на городскую площадь как неуправляемый Годзилла, вдруг оказывается для людей персонифицированной угрозой, а не тем бесплотным страхом, который витает уже 50 лет над поделенной надвое территорией полуострова Корея.

"Весна, лето, осень, зима и снова весна" - девятая по счету картина 43-летнего режиссера, своего рода кинематографический аналог буддистской молитвы, полной самоотречения и усмирения греховных помыслов, окончательного прорыва к вечному умиротворению, поиски которого составляли внутреннюю суть подчас шокирующего "Острова". Ким Ки Дуку пришлось самому играть в новеллах "Зима" и "Снова весна" роль взрослого, примерно сорокалетнего монаха, который вернулся из большого и жестокого мира в маленький храм, устроенный на специальном помосте на одном из небольших озер посреди покрытых лесом сопок, чтобы по-своему повторить судьбу собственного учителя, старого монаха, воспитывавшего его в новеллах "Весна" и "Лето". Получилось случайно, что постановщик заменил прежде выбранного актера. Но в этом есть и особая закономерность, поскольку данный фильм стал наиболее исповедальным и личностным для автора, знаменательно реализованным посередине кармического срока, который определяется в количестве 84 лет.

Подобно тому как герой Ким Ки Дука, испытавший юношеское томление плоти, дикую мужскую ревность, смертный грех человекоубийства и общественное наказание за это в виде тюремного заключения, все равно должен совершить мучительное восхождение на самую высокую сопку с привязанным камнем и со статуей Будды в руках, так и сам режиссер проделал семилетний путь в кино, придя к простоте, красоте и покою. Насилие и натурализм, подчас смущавшие ханжей от искусства в его прежних лентах, на сей раз демонстративно оставлены за кадром - и можно только представлять, как беспощадно разделался со своей любимой женой покинувший плавучую пагоду парень-монах, когда мы видим после его возвращения в обитель на озере лишь обезумевшие глаза убийцы и окровавленный нож в руках как орудие слепой мести. В этом спокойном и величественном месте на Земле даже детские шалости (еще мальчишкой герой привязывал маленькие камни к рыбке, лягушке или змее) выглядят недопустимым надругательством над природой, за что приходится расплачиваться всю жизнь, "неся камень в душе", по словам старого монаха.

Аура ненасильственного существования в картине "Весна, лето, осень, зима и снова весна" такова, что обостренно воспринимаешь и тот странный ритуал написания сутры на помосте, когда умудренный старец обмакивает хвост жалобно мяукающего белого кота в черную тушь и терпеливо наносит столбцы иероглифов, а потом заставляет отступника-преступника ради духовного покаяния вырезать в измождении своим "убийственным ножом" все эти надписи. И чуть ли не физически ощущаешь, как упорно тащит за собой каменную плиту поднимающийся в гору человек. Перестрадав и согнав сто потов, он взирает окрест с высокой кручи и чувствует очищение. Не так ли происходит и с последним фильмом Ким Ки Дука?!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1443
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1647
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1757
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4063

Другие новости