0
937
Газета Культура Интернет-версия

26.03.2004 00:00:00

Истинно немецкая фотография

Михаил Дашевский

Об авторе: Михаил Дашевский- фотограф, журналист.

Тэги: германия, фотография, выставка


В Москве, в Московском доме фотографии, работает выставка «О телах и других вещах. Немецкая фотография в ХХ веке», приуроченная к Дням Берлина в Москве. С одной стороны, это поиски немецких фотографов в изображении тела, а с другой – некая ретроспектива немецкой фотографии вообще. Немцы – народ исторически законопослушный, у них, было дело, за 13 лет Гитлер со товарищи всем мозги скрутили, у нас и за 35 это Ленину со Сталиным не совсем удалось. Фотография, как искусство гораздо более публичное, нежели музыка, живопись, театр и даже литература, такие процессы в полной мере отразила. Вроде бы уж столько лет прошло, а рубец оказался слишком глубок. Вот, например, раздел 30-х годов. Свастика, парады, геометрия величия – все бы ничего, были такие неприятности в истории не у них одних, куда ж теперь┘ Ан, нет, не все. Где «хрустальная ночь», а ее снимали многие классики? Где послевоенная фотография, показавшая психологию отрезвления нации? Я уж не говорю о ГДР – в искусстве там была «немецкость», доведенная до абсурда в полной, но теперь уже не гитлеровской, а социалистической несвободе. Тоже нет ничего, как корова языком слизала. «Все было хорошо, ну, немножечко нехорошо, и все, а в остальном – прекрасная Маркиза» – вот струна выставки.

Культура такого избирательного отношения к духовной истории не прощает. Что сознательно замалчивается как неприглядное, вылезает совсем из другого угла – нравственной глухотой представляющей стороны (и сервилизмом стороны принимающей). Вот наглядный пример. Исторически «объективный» ряд – Лени Рифеншталь, парады, свастики, флаги. А потом – всего две фотографии, правда, 1943 года, снятые неким Гербертом Тобиасом на оккупированной советской территории. Лагерные нары с грязными, вроде бы мертвыми от усталости телами и надписью на этикетке (!) – «Грязь, вши, усталость. Товарищи в бункере». Ну, если бы на выставке в министерстве пропаганды у г-на Геббельса – тогда понятно. А вот в Москве, на выставке немецкого искусства – как-то не очень. Все-таки не годовщина пакта Сталина–Риббентропа отмечается. И этот Тобиас уж точно не туристом топтал Россию в 1943 году. А рядом – «Старуха из центральной России», несчастная женщина в оккупированной деревне, мастерски снятый им же типичный «унтерменш» (недочеловек). Этот же автор, правда, столь же «достойно» представил немецкую фотографию такого же нравственного уровня рядом, за углом. В виде «смелой» фотографии голого военизированного молодца в стиле порножурнала с огромным «личным вкладом» в руках.

Вот и сравниваем немецкую и французскую, немецкую и американскую, немецкую и русскую фотографии. И видим: мало у немцев свободы – не свободы вседозволенности, этого – навалом, а свободы уважения к интимному и трепетному в человеке, свободы зачастую потаенной, как в СССР, но все-таки – свободы, а не физиологического конструирования и безграничного эпатажа. Если женское тело – обязательно либо с рубцом, либо в веревках. Если мужики – навалом и с подробностями. Ладно бы «в теме», а то просто – помять, потерзать. Да ладно, любуйтесь, если нравится. А как вот быть с катарсисом? Как с отсроченной реакцией, что в душе останется? Нет, не везде, но хоть где-нибудь можно было бы┘ Хотя немножко есть. Вот снимки Херлинде Кельбль, 1991 год. «Нина». Удивительный гимн старому женскому телу – с морщинами, с ужасом неизбежного увядания, с гимном жизни – несмотря ни на что. Может быть, автор этого ощущения и не стремился передать. Рядом у него – сплошная физиология. Увы, из представленных снимков последнего времени это практически единственный шедевр в экспозиции. Плюс очень достойная работа Флорис Нойзюс: портреты – фотограммы в полный рост.

Почему нам представлено такое холодное, бухгалтерское искусство? Рискну предположить, что, занимаясь телом, авторы фотографий забыли, что тело – не просто кусок живой природы, но и вместилище духа. Есть почти медицинская физиология, ссохшееся тело, а рядом, невдалеке, – ссохшаяся груша. Есть разные фигуры, руки, ноги, даже лица – а взгляда почти нет, «душа» ушла.

Блистательным примером эмоциональной несостоятельности заявленной темы в рамках выставки является присутствие в экспозиции шести фотографий великого Хельмута Ньютона. Немецкий еврей по рождению, унесший, по счастью, ноги из Германии, Ньютон в этих фотографиях показал, чем отличается чувственность и человечность от физиологической порнухи, обильно рассыпанной по выставке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
240
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
343
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
295
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
347

Другие новости