0
1318
Газета Культура Интернет-версия

04.06.2004 00:00:00

Мальчики в небе

Тэги: форум, кино, снг, прибалтика


Почти все республики бывшего нерушимого Союза, включая даже и воюющий Таджикистан, и горделивых европейцев-прибалтов, и завоевавшее лидерство в сегодняшней Евразии узбекское кино, представили свои новые работы на этот ежегодный московский киносмотр.

На Форуме, который проводит Конфедерация союзов кинематографистов, в этом году обнаружилось: рано оплакивать распавшиеся творческие связи и утраченные потенции отдельных киностудий, предоставленных самим себе в своих суверенных государствах. Москва – alma mater многих студийных поколений – вновь объединила таланты, которым в высокой степени свойственно то, что теперь модно называть «национальной идентичностью», а проще – самобытностью. И еще две особенности сегодняшнего кинопоказа.

Первая – подавляющее большинство картин врубается в живую каждодневную действительность, никак не сглаживая ни ее бед, ни испытаний, но горячо взывая к добру и надежде. Говорят о самом существенном искренне и взволнованно. Таков, например, российско-казахский фильм «Шиза» Гульшад Омаровой, незадолго до Москвы показанный на Каннском фестивале, – жесткий, порой беспощадный рассказ о подростке, которого жизнь бросает в грязь и кровь, но душа его не гибнет, а мужает. А рядом, казалось бы, вовсе непритязательная, реалистическая, бытовая панорама киргизского села за последние десять лет в «Сельской управе» Эрнеста Абдыжапарова: вроде бы ничего особенного, а публика по окончании устроила овацию – столь яркими были людские портреты! Ну и, конечно, зрительские симпатии не уменьшились от продолжения лирических и полных юмора «Мальчиков в небе» узбека Зульфикара Мусакова, фаворита прошлого Форума-2003, который привез из Ташкента «Мальчиков в небе-2», опровергнув убеждение, что «дублер-второй» всегда слабее первого, то есть оригинала.

И вторая характерная черта завершившегося смотра – молодость абсолютного большинства участников: самые старшие из них рождения 1960-х, сорокалетние, а среди дебютантов и родившиеся в 1980-х, уже в новое время – а ведь за ними будущее!

«Аксакалы» на сей раз были немногочисленны. В этой миссии Форум встретил своего давнего любимца – известного рижского документалиста, ныне работающего в Израиле, Герца Франка, автора глубоких и трагических картин «Высший суд», «Человек Стены плача», «Флешбек», лауреата нашей премии «Ника». Он показал обаятельную «Дорогую Джульетту» – о памятнике шекспировской героине в Вероне, предмете векового поклонения и любви.

Ну а наша Россия – как выглядела она в столь красочном окружении? Не подвела. Представила на открытии необычный, чуть странный фильм «Ночь светла» Романа Балаяна по сценарию, написанному им вместе с Рустамом Ибрагимбековым. Действие происходит в интернате для слепоглухонемых, здесь действительно свет, побеждающий тьму недуга. Вспомнив, что Балаян постоянно работает в Киеве, являясь, следовательно, кровным украинским мастером при своем армянском происхождении, а Ибрагимбеков – азербайджанец, накрепко связанный с русским национальным искусством, признаем, что принцип интернационализма, торжествуя в московском Киноцентре, реализовался и тут. Любопытно, что и Россия на экране Форума оказалась многонациональна: так якутская киностудия «Сахафильм» продемонстровала уникальную короткометражную ленту «Старик» студента московских Высших курсов сценаристов и режиссеров Никиты Аржакова – талантливая учебная работа вышла на финальный виток Форума. Нельзя умолчать и о вкладе маститой кинематографической Украины в программу – корифей Киева Михаил Беликов в трагикомедии «Золотая лихорадка» воскрешает наше общее советское прошлое поры сталинизма в тонах фантастического гротеска.

Статус Форума беспризовой, момент конкуренции и ожидания наград отсутствует, остается чистое соревнование. Выше речь шла лишь о программе игровых картин, но в залах Киноцентра бежали еще и красочные анимационные миниатюры, и обширная программа документалистов, а по утрам фанаты классического кино и всегда заинтересованные прошлым нашего экрана иностранные гости могли любоваться бессмертными творениями Михаила Калатозова – от немой «Соли Сванетии» до «Красной палатки».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
654
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
948
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
750
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
914

Другие новости