0
1447
Газета Культура Интернет-версия

01.10.2004 00:00:00

Воительница

Тэги: еланская, театр, юбилей


еланская, театр, юбилей Стиль Еланской в жизни – подростковый.
Фото предоставлено пресс-службой театра «Сфера».

Если стиль – это человек, то характер – это судьба. И то и другое суждение в полной мере подходит Екатерине Ильиничне Еланской, народной артистке России, создателю и бессменному руководителю известного в Москве театра «Сфера».

Стиль Еланской – «подростковый» – кожаные куртки, брюки вместо юбок. Чтобы было удобно репетировать. А характер – железный, воительницы. У дочки знаменитой мхатовки второго поколения Клавдии Еланской и не менее знаменитого, но трагически несчастливого режиссера Ильи Судакова, нужно признаться, сильный голос. На ежевечерних, после окончания спектаклей, разборках слышно, насколько она гневается и кому из актеров на этот раз особенно достается.

В ее кабинете худрука «Сферы» на стене – огромная фотография матери. А рядом – странный, останавливающий внимание эскиз. Теплые коричневые тона, хаос штрихов, из которых выступает контур и интерьер большого собора. Внизу площадка – арена, от нее – по кругу и плавно амфитеатр для зрителей, а ввысь – по отвесным стенам – площадки и переходы для играющих и смотрящих. Так постоянный художник «Сферы» Владимир Солдатов, с которым Еланская встретилась много лет назад в безвестном и прозябавшем Литературном театре ВТО, канувшем в Лету, как и сама славная театральная организация, – запечатлел мечту режиссера. Вернее – преображение, новую стадию, фазу той давней мечты и послужившей рождению театра «Сфера», который существует, работает вот уже двадцать три года, тогда как театр-собор пока еще видение, мираж. Зная характер и волю Еланской, можно думать, что вполне осуществимые.

Легко устремляться за мечтой в молодости. Трудно сохранять ей верность десятилетия подряд, вопреки обстоятельствам и людям. Теперь, по прошествии времени, когда есть свой театр, свой тип спектакля, действенного, динамичного, музыкального, где слово, пение и движение уравнены и соединены, есть новое театральное пространство, в котором зрители и исполнители предельно сближены, «проникают» друг в друга, видно: Екатерина Еланская поначалу только тем и занималась, что убегала от своего актерского, а потом и режиссерского счастья, от больших, шумных, неоспоримых в Москве 60–70-х годов удач.

Ушла из Малого театра после Софьи в «Горе от ума» и Эмилии Галотти. Ушла из Театра им. Вл. Маяковского от Охлопкова после Катерины в «Грозе» и Корифейки в «Медее».

Но играть роль, как хочет «другой человек» – постановщик, – Еланская не могла. Мышление и воображение ее было не актерским, а режиссерским, хотя талантливую актрису видела в ней и в этом качестве рекомендовала Львову-Анохину в Театр им. К.С. Станиславского главная «учительница» Еланской по режиссуре – Мария Осиповна Кнебель.

Шумный успех имели ее первые спектакли – «Маленький принц» в Театре Станиславского, «Вкус черешни» – в «Современнике», куда ее позвал сам Ефремов и где она на годы обрела союзником и близким человеком Олега Даля.

Слово «сфера» пришло само собой, хотя Еланская, выросшая среди театральных легенд, знала об опытах со сценой-ареной Мейерхольда и Крэга. Но путь к Дому в саду Эрмитаж оказался долгим. Одно время она работала с приглашенными знаменитостями, соединяя их с актерской молодежью. Татьяна Доронина, Екатерина Васильева, Лилия Толмачева, Евгения Симонова, Гафт, Тараторкин, Бортников, Калягин, Козаков, Римма Быкова, Евгений Весник, Кира Головко шли к ней, увлеченные ее режиссерскими и литературными идеями.

Театр Еланской дали потому, что ее спектакли – «Почта на юг», «Нездешний вечер» по знаменитому очерку Цветаевой и стихам великих русских поэтов, «Бедные люди» по Достоевскому, «Живи и помни» по Распутину с Дорониной в главной роли, «Там вдали┘» Шукшина с Евгенией Симоновой и Киндиновым, «Перед зеркалом» Каверина и многие другие – имели успех. Сначала дали имя – «Сфера», а потом – помещение.

Сегодня в «Сфере» идут спектакли-долгожители. Девятнадцатый сезон – «Театральный роман», семнадцатый – «Маленький принц», 16-й – «Гарольд и Мод» с Риммой Быковой и ее юным партнером Степаном Коршуновым – самым младшим┘ Пятнадцатый – «Доктор Живаго» с Александром Коршуновым┘ Если так, то значит, у «Сферы» есть свой, за десятилетия сложившийся зритель...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
967
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1090
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
931
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
762

Другие новости