0
1018
Газета Культура Интернет-версия

03.06.2005 00:00:00

Чертова дюжина

Екатерина Ефремова

Об авторе: Екатерина Ефремова - театральный критик.

Тэги: петербург, гергиев, музыка, фестиваль


Международный фестиваль искусств «Звезды белых ночей» этим летом проходит в Петербурге в тринадцатый раз: более восьмидесяти спектаклей и концертов будет дано в течение восьми недель в Мариинском и Эрмитажном театрах, в храме Спас на Крови, в Москве, Калининграде, Выборге и Ивангороде.

На пресс-конференции, предваряющей фестиваль, его художественный руководитель Валерий Гергиев выглядел несколько запыхавшимся (только что с самолета и опоздал всего лишь на полчаса), но вместе с тем удивительно спокойным и скрупулезно взвешивающим каждое слово. Определив основной темой фестиваля «тему Балтийского региона, стран Балтийского моря, Viva la Baltika», среди главнейших событий он назвал спектакль Финской национальной оперы «Распутин» Раутаваара, восхитившись финнами, которые «могут так подать и так продать произведение ныне живущего композитора». Маэстро отметил, что в рамках «балтийского» проекта на фестивале выступят Норвежская национальная опера («Вы когда-нибудь слышали «Пер Гюнт» Грига от начала до конца?»), хор Шведского радио, уникальный бас Мати Салминен, дирижерская династия Ярви, дирижеры Микко Франк и Манфред Хоннек.

Как гостеприимный хозяин, Валерий Абиссалович явно принизил значение премьер собственного театра, я бы даже сказала, что он упомянул их ненавязчиво, легко и вскользь. Между тем гофманиада «Волшебный орех» Слонимского–Шемякина уже была дважды исполнена с фантастическим успехом у публики, правда, в отсутствие Гергиева. А «Тристана и Изольду» Дмитрия Чернякова, собравшего очередной неплохой улов на последней «Золотой маске», театралы предвкушали с особым нетерпением, ожидая блистательную режиссерскую трактовку. «Молодой и талантливый режиссер переосмыслил давно знакомое произведение», – заметил по этому поводу Валерий Абиссалович.

Правда, Черняков явно вызывал у Гергиева раздражение. «Он выводит меня из себя, – спокойно произнес дирижер, – неорганизован, все время все переносит, а это нервирует коллектив». «Даже с Бобом Уилсоном такого не бывает», – в сердцах завершил гневную тираду Валерий Абиссалович и обратился к журналистам с уже обычным призывом – назвать ему новые режиссерские имена. Из зала выкрикнули Андрея Могучего («он «съел» весь бюджет прошлого Пасхального фестиваля, а критики писали только о разбушевавшейся стихии во время представления «Бориса Годунова» на Красной площади», обиженно прокомментировал маэстро), Вениамина Фильштинского (режиссер с такой фамилией оказался неизвестен), а чуть позже сам Гергиев вспомнил «геликоновца» Бертмана.

Даже имя Льва Додина было упомянуто в монологе об оперных режиссерах: его постановка «Демона» Рубинштейна в свое время пришлась не по душе Валерию Абиссаловичу, однако теперь из уст маэстро прозвучало даже некоторое извинение: «Тогда у Додина не получилось использовать огромные режиссерские возможности в трудный период его жизни». Возможно, Гергиев в конце концов оценил то, что внешняя статика режиссерского решения не исключает внутренней динамики сценических образов. Кстати сказать, нынешняя постановка «Тристана и Изольды» Чернякова продемонстрировала движение оперной режиссуры именно в этом направлении, свойственном Додину более чем кому бы то ни было.

Симфонические концерты на этом фестивале явно займут одно из центральных мест: впервые на сцене Мариинского театра можно будет услышать подряд все симфонии Бетховена, которые маэстро назвал «величайшим завоеванием мировой музыкальной культуры». «Бетховенский цикл» прозвучит в исполнении Симфонических оркестров Мариинского театра, Шведского радио и оркестра Sinfonietta Cracovia.

Оперная афиша фестиваля блеснет именами Ольги Бородиной (в гала-концерте), Анны Нетребко (в «Риголетто»), Владимира Галузина (в «Турандот» и «Пиковой даме») и приглашенной звезды Рене Пепе (в «Парсифале»). Собственная, хотя и новая звезда Мариинки, получившая известность как «подарок принцу Чарльзу на свадьбу», Екатерина Семенчук примет участие в оперных постановках Александра Галибина – «Снегурочке» и «Пиковой даме».

В обширной балетной программе фестиваля помимо обычных репертуарных спектаклей – гастроли Большого театра России, балеты Матса Эка в Балете Варшавской национальной оперы и Театр танца Элвина Эйли из Нью-Йорка. Ульяна Лопаткина выйдет на сцену Мариинского театра – в «Приношении Баланчину» и в собственном гала-концерте.

В финале Гергиев посетовал, что в прошлом часто выступал в мировых столицах, но – не в российских городах: на этот раз он постарается восполнить этот пробел – на выездных концертах будет исполнена «Иоланта» Чайковского.

 

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1501
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1708
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1814
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4146

Другие новости