0
1201
Газета Культура Интернет-версия

06.06.2005 00:00:00

Отказ от привычного

Полина Богданова

Об авторе: Полина Богданова - театральный критик.

Тэги: геббельс, театр, спектакль


Этот необычный спектакль с непереводимым названием «Эраритжиритжака» немецкого режиссера Хайнера Геббельса близок тем, кто в звуках его музыки и словах его странной пьесы без сюжета слышит соответствия размышлениям о собственной жизни. Не ищите в нем морали. Пафоса. Он вас ни к чему не призывает и ничего не утверждает. Он лишен пошлой утилитарности. И представляет собой некий экзерсис, для интерпретации которого вы не найдете точных определений и подсказок. Можно к нему отнестись как к почти гениальному капризу большого художника, делящегося с нами своими ощущениями, не более того, но равнодушного к нашему одобрению или неодобрению. В общем, это театр не для всех, чего в наш утилитарный потребительский век многие боятся, от чего отмахиваются, предпочитая массовость успеха.

Режиссер и композитор Хайнер Геббельс известен на Западе как смелый нетрадиционный экспериментатор, сочетающий в одном произведении различные искусства и стили. Музыку, литературу, кино. Так и в этом спектакле вначале вы видите на огромной задрапированной черным сцене квартет музыкантов, исполняющих классическую и современную серьезную музыку. Затем появляется актер Андре Вильмс, который в свободной разговорной манере произносит довольно необычные тексты Элиаса Канетти, полные метафор и изящной словесной и интеллектуальной игры. Потом начинается видеофильм с участием того же актера, продолжающего свои монологи, но уже не в условной декорации сцены, а на реальной улице, затем в реальной квартире с гостиной и кухней, где он жарит яичницу и, в общем, существует в неком обыденном бытовом ритме.

Странное название «Эраритжаритжака» объясняет программка: «Это древнее выражение на языке австралийских аборигенов означает «вдохновляемый желанием того, что потеряно». Такого рода словесных и смысловых парадоксов в тексте очень много. Он поразительно красив и изыскан, тяготеет к поэтической образности, лаконичен и емок. «Успех – это дерзость дня» – это и подобные афористические выражения составляют его основу. Люди у Элиаса Канетти уподоблены кеглям, которые существуют в ожидании очередного удара.

Сочетание звучащей музыки в живом концертном исполнении квартета и поэтических слов раздвигает поле наших ассоциаций, переводя все в мир внутреннего духовного размышления человека о мире и самом себе. Это эфемерное, нематериальное пространство вмещает в себя очень много. Но ассоциации, возникающие спонтанно у слушающих и смотрящих, текущие свободно, неуловимы. Одно размышление сменяет другое. Один образ теснит следующий. Кажется, что у этого музыкально-словесного действа нет границ, оно открыто и свободно рождает все новые и новые смыслы и чувства.

Но вот вступает в силу иной прием. Режиссер уводит актера со сцены. Мы следим за его передвижениями с помощью видеокамеры, дающей изображение на экране. Он идет по фойе театра, затем выходит на улицу, садится в машину, потом подъезжает к дому, входит в квартиру и располагается там. Мы оказываемся в конкретном бытовом материальном пространстве. Актер живет обычной жизнью – жарит яичницу, ест и т.д. И вот эта грубая, лишенная образного начала материальность как бы вступает в эстетический конфликт с музыкой и текстом, продолжающими звучать. В какой-то момент музыканты оказываются тоже в этой квартире. И все смешивается – эфемерность внутреннего пространства и грубый буквализм внешнего. Подключается телевизионная передача, которую смотрит актер. С экрана звучат речи, мгновенно окунающие нас в нашу текущую политическую и жизненную реальность. Говорят о либерализме в экономике, и в зале возникает смех, что совершенно естественно, потому что нищета нашей текущей повседневности вовсе не вяжется с богатством тех духовных смыслов, которые до сих пор рождал спектакль. Вся эта мешанина, вся эклектика, эстетический и смысловой конфликт дают новый объем происходящему на сцене.

Мы как бы воочию видим мир в его одновременном и параллельном существовании – внутреннего и внешнего, конкретного и абстрактного, духовного и материального, буквального и образного, низменного и высокого. Все это сбито, спрессовано, перемешано. Это мир, лишенный структуры. Не имеющий ни начала, ни конца, ни цели, ни замысла, ни логической последовательности, существующий разорванно, размывающий границы. Но вместе с тем странно и неизъяснимо поэтичный и гармоничный.

Спектакль Хайнера Геббельса отменяет привычное, предлагая отказаться от однозначности. По поводу всего этого можно сказать только одно. Свободе западного художника, уверенности, с которой он идет по шатким мостикам экзистенциального театра, могли бы позавидовать многие наши режиссеры.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1323
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
939
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1098
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1110

Другие новости