0
1623
Газета Культура Интернет-версия

20.06.2005 00:00:00

Свои: в поисках стиля

Анастасия Машкова

Об авторе: Анастасия Машкова - кинокритик.

Тэги: ммкф, открытие, церемония


ммкф, открытие, церемония Никита Михалков все время думал о цифрах.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Церемония открытия XXVII Московского международного кинофестиваля по традиции состоялась в киноконцертном зале «Пушкинский»: велик круг званых, но на прессу не всегда распространяется. Однако в просмотре телевизионной версии открытия в пресс-центре фестиваля все же есть свои плюсы: смотришь усеченную, одну на всех историю (продолжение – в фестивальной газете «Манеж») в среде себе подобных, причем эффект присутствия сильнейший, а обстановка – крайне неформальная. После изящного музыкального конферанса Дениса Мацуева, назначенного на роль главного церемониймейстера вечера, на сцене (в нашем случае – на экране монитора) возник президент фестиваля, председатель Союза кинематографистов РФ, продюсер, глава студии «ТРИТЭ» Никита Михалков и завел речь о невиданном подъеме отечественной киноиндустрии. Разумеется – по сравнению с 1995 годом. «В 1995 году в нашей стране не было ни одного кинотеатра, оборудованного системой Dolby», – утверждает Михалков на экране. В одном углу зальчика возникает дискуссия: в каком же году этой системой был оборудован большой зал Центрального дома кинематографистов (где, собственно, и располагается пресс-центр ММКФ)? К единому мнению не пришли, однако уже в другом углу пресс-центра еще одна компания «шибко умных» совершенно справедливо указала на то обстоятельство, что сам Жан-Люк Годар подарил столичному Музею кино Dolby-установку аж в 1992 году, к собственной ретроспективе┘ Неправда ваша, Никита Сергеевич, был хотя бы один кинотеатр! Невольный смешок в одной из компаний, когда Михалков, докладывая о финансовых успехах российских блокбастеров, вдруг с совершенно неподражаемой интонацией, как бы мимоходом объясняет собравшимся в «Пушкинском»: «Я просто имею к этому отношение». И столь же робкие, но внятные аплодисменты прессы, когда Юрий Лужков, обращаясь все к тому же далекому залу, полному народных артистов, режиссеров, продюсеров и просто светских персонажей, констатирует возрождение российского кино┘ В зале, вживую, хлопали не столь спонтанно.

Почему же все-таки Михалков решил занять драгоценное время прямой трансляции столь подробным докладом об экономическом положении дел в индустрии? С какой стати обыватель должен впечатлиться тем фактом, что вскоре в США тиражом в 2 тысячи копий выйдет российский фильм «Ночной дозор»? Почему он должен адекватно оценить сумму, вырученную в прокате лентой продюсера Михалкова «Статский советник»? Согласитесь, что в каждом из нас живет эдакий внутренний «вредный человек», подчас это даже не педант, но кто-то вроде анимационного почтальона Печкина, время от времени напоминающий: а давайте разберемся, подсчитаем, опровергнем, сопоставим, ну и так далее. Давайте-ка узнаем, а каким тиражом вышел «Ночной дозор» в российский прокат? Давайте пересчитаем долларовую выручку «Статского советника» (если не ошибаюсь, 8 млн. 200 тыс.) в рублях, да по курсу! В общем, наши успехи пока скромны, да и слишком недолги, дабы констатировать решительный передел рынка и поворот широкой аудитории от импортного масскульта к отечественному производителю (да и вредный Печкин подсказывает, насколько прочно увязано посещение кинотеатров с экономической стабильностью в стране: не будет у народа минимальных лишних денег, хоть бесплатно блокбастеры показывайте, все равно не пойдут, денег на проезд будет жалко). Но если Михалков велел праздновать возрождение российской киноиндустрии, то все и – разумеется! – начинают праздновать.

Филипп Янковский и Оксана Фандера задержались перед фотокамерами. Фото Артема Чернова (НГ-фото)На обложке каталога российской программы нынешнего фестиваля красуется его, Никиты Сергеевича, персонаж из фильма «Жмурки»: малиновый пиджак, золотые фиксы, неправдоподобная радость на лице. Напомним рекламный слоган этой картины Алексея Балабанова: «Для тех, кто выжил в 90-е». Однако за всем этим странным ликованием видится не посттравматический синдром, не головокружение от успехов, но, видимо, далекий расчет. Не секрет, что отечественные фильмы могли бы собирать в прокате больше денег, если бы прокатные сети не были в такой степени интегрированы в глобальные компании: конечно же, прокатчики должны «отбить» мегапроекты типа «Матрицы» или надвигающейся «Войны миров» Стивена Спилберга, а уж потом в тех же кинотеатрах будут прокатываться отечественные ленты. Мысль создать разные условия для проката своих и зарубежных лент, для нашего и не нашего бизнеса, так или иначе постоянно возникает. Возможно, скоро она будет высказана в не столь парадной обстановке.

Надо отдать должное руководству ММКФ и организатору церемонии Геннадию Йозефавичусу – Московский фестиваль все-таки соответствует критериям «стильности», понимаемым не в глянцевом, но в хорошем, традиционном, скажем так, смысле слова «стиль». Очень к месту было попурри из балканских мотивов в исполнении Мацуева и его коллег, видимо, вдохновленных названием одной из конкурсных лент – «Балканкан». И Вторая венгерская рапсодия Ференца Листа – музыкальное преддверие награждения Иштвана Сабо, приехавшего в Москву получать «Золотого Георгия» за вклад в искусство. Со вкусом и мастерством был смонтирован ролик из фильмов Сабо разных лет, где смысловым рефреном, кульминацией авторской темы стал знаменитый эпизод коллективного заплыва из «Отца» – этот фильм получил Гран-при Московского международного в 1967 году. К сожалению, ответная благодарственная речь венгерского классика, обращенная к залу, фестивалю и российским друзьям, как раз и была усечена при трансляции. Но, по воспоминаниям очевидцев, это и был тот искомый «высокий стиль», к которому ММКФ стремился в своих лучших проявлениях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
801
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
828
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1090
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
881

Другие новости