0
1064
Газета Культура Интернет-версия

20.09.2005 00:00:00

Ложка джаза во французских изысках

Тэги: мацуев, образцова, джаз


мацуев, образцова, джаз Елена Образцова очень старалась, но джаз ей явно не удался.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Кроме того, вечер был посвящен памяти известного журналиста Артема Боровика, в связи с чем на концерте присутствовали члены его семьи и многие известные политики и деятели культуры, среди которых были Михаил Горбачев и Валентина Терешкова.

Название цикла «Выдающиеся пианисты – выдающимся вокалистам» парадоксальным образом уравняло в заслугах Елену Образцову и Дениса Мацуева. Конечно, выдающимся можно быть и в молодости, но многие слова сегодня настолько истасканы, изъедены и затерты, что порой до изначального смысла их докопаться уже невозможно. Но важно, конечно, в данном случае не это. Любопытен сам факт рождения дуэта Образцова–Мацуев, в действительности оказавшегося дуэтом в самом что ни на есть исполнительском смысле этого слова. Во всем, что происходило на сцене, они явили единство взглядов и вкусов, во всем были партнерами, великолепно чувствующими друг друга, и даже промахи, случавшиеся у обоих, были абсолютно синхронны. За исключением одного. Елена Васильевна Образцова – художник колоссального масштаба и глубины, профессиональные огрехи нынешней ее вокальной формы никак не способны помешать восприятию того, что хочет она передать и что может выразить. Денис Мацуев блещет совершенством пианистического аппарата, но за его виртуозностью смыслов пока не углядеть и не расслышать.

Программа концерта обещала нетривиальность концепции. И поначалу удивила и очаровала выбором совершенно незапетой камерной вокальной музыки французских композиторов начала ХХ века – Франсиса Пуленка и Рейнальдо Ана. Крошечные миниатюры-состояния были исполнены невероятно гибко, Елена Образцова продумала фразировку и динамику до мелочей, а Денис Мацуев очень тактично следовал за мыслью примадонны. Но отчего-то исполнители решили, что публику в этот вечер надо развлекать, что тонкая – в духе Пруста – вокальная лирика не может увлечь слушателя на протяжении даже одного отделения. И если появившаяся в программе музыка Массне (Шарлотта, «Вертер») и Бизе (Кармен) – коронные арии Елены Образцовой – могла стать серией бисов, то музыка Жака Оффенбаха (фрагменты оперетт «Великая Герцогиня Герольштейнская», «Перикола»), которой открылось второе отделение, окончательно разрушила изысканную атмосферу начала вечера. Динамика развития программы имела свою логику: все увенчалось серией джазовых стандартов, исполненных в заключение концерта. Не совсем ясно только, для чего музыканты решили избрать именно такой путь. Показать свою многосторонность? Владение многими стилями? Но ведь ими надо действительно владеть. И атрибутикой в виде выставленного на сцене микрофона, в который Елена Образцова «по-джазовому» пела стандарты, которые у всех на слуху, здесь не обойтись: микрофон погоды в смысле проникновения в стиль, конечно, не сделал. То, что с невероятным чутьем и мастерством Елена Образцова передала в миниатюрах Пуленка и Ана, в джазовых композициях ей абсолютно не удалось. Ее голос как будто сопротивлялся самому движению фразы. А Денис Мацуев, позиционирующий себя в качестве импровизатора уже довольно давно и активно, как только голос Образцовой замолкал, пускался выписывать эквилибристические коленца на рояле, срываясь в галоп с отголосками регтайма, рассекая пассажами все пространство клавиатуры и ускоряя и ускоряя темп, как разгоняющаяся на прямой трассе гоночная машина. Громко и быстро – это отношение к джазовой импровизации напоминает арсенал выразительных средств начинающих исполнителей. Только вот импровизация предполагает не показ технических возможностей: природа ее совершенно иная. Она в развитии эмоции, а не техники, она – не этюд трансцендентной сложности, а способ приоткрыть грани человеческих состояний, богатство их нюансов, непредсказуемость их развития. Но это уже совсем другая музыка, о которой на этом вечере напоминали только названия композиций: «The man I love», «Summertime», «Clouse your easy», «I’m crazy to love you».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1284
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1229
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1463
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1207

Другие новости