0
1038
Газета Культура Интернет-версия

23.11.2005 00:00:00

Триумф супружеской любви

Марина Борисова

Об авторе: Марина Борисова - музыкальный критик.

Тэги: фиделио, опера, юбилей


Россия – страна юбилеев. Ее культурный ландшафт определяется круглыми датами, благодаря которым в нашем пространстве появляются новые названия: «Жизнь за царя» в Мариинском театре – к 200-летию Глинки, «Волшебная флейта» в Большом – к 250-летию Моцарта. «Фиделио» возник тоже к юбилею – правда, не композитора Бетховена, а его единственной оперы, мировая премьера которой состоялась 20 ноября 1805 в оккупированной французами Вене.

Несмотря на неудачу премьеры и последующие редакции, опера Бетховена завоевала мир и превратилась в настоящий репертуарный хит, особенно в последнее время и особенно в немецкоязычном пространстве. «Фиделио» – пример того, как академическая музыка, а именно опера, может влиять на общественную ситуацию и формировать демократические идеалы. Бетховен сделал здесь невозможное: соединил политический запрос и личный человеческий интерес, революционный пафос и семейные ценности. «Свобода, Равенство, Братство» – эта великая утопия, рожденная Французской революцией, воплощается в опере не абстрактно-декларативным способом, а в рамках частной истории бесстрашной самоотверженной женщины, спасающей своего мужа из тюрьмы: ради любви Леонора – в мужском обличье под именем Фиделио – спускается в подземелье и дает отпор узурпатору Пизарро, заслоняя собой супруга от удара кинжала («Леонора, или Триумф супружеской любви» – название второй редакции). «Фиделио» – восхитительный пример личного мужества, сохранения индивидуального достоинства в тоталитарном режиме. Кроме того – возможность принципиального высказывания в театре, примером чего стало одно из лучших воплощений в последнее время – постановка на Озерной сцене в Брегенце (1995), которую могли одновременно смотреть около 7000 человек.

Напомнить о возможностях жанра, который в России является синонимом культурной роскоши, – эту благородную задачу взял на себя Музыкальный театр им. Станиславского. «Фиделио» – не разовая юбилейная акция, а долгосрочный проект, который вводит в обиход нерепертуарное у нас название (из единичных появлений «Фиделио» в России – спектакль в Большом 1954-го с Галиной Вишневской и постановка в МАЛЕГОТе в 1960-м) и убеждает, что концертное исполнение бывает не только преамбулой к премьере, но вполне самодостаточным способом публичного существования оперы. Это ощущение возникло год назад, когда «Фиделио» прозвучал в Концертном зале им. Чайковского. Уже тогда показалось, что сочетания возвышенной идеи, монументальной музыки, немецкого языка и архитектуры античного зала вполне довольно, что «Фиделио» оказал свое облагораживающее воздействие и стал событием музыкальной жизни.

Сегодня проект обрел новое дыхание и международный формат: после Дома музыки «Фиделио» исполнен в Большом зале Петербургской филармонии (21 ноября), а к певцам Музыкального театра им. Станиславского добавились английский бас Роберт Ллойд (Рокко) и австрийское сопрано Габриэле Фонтана (Леонора). Безусловно, певцы международного класса украсили проект и стимулировали интерес публики, пока еще реагирующей на иностранные имена. И даже если роль тюремного смотрителя Рокко не самая главная в «Фиделио», а его прагматичная ария про достаток не самая ударная точка драматургии, все равно само звучание голоса Роберта Ллойда – мягкий тембр и внятная вокальная выделка – стало камертоном качества. Габриэле Фонтана в роли Леоноры – не такая бесспорная удача. Певица другого статуса на мировой карте, Фонтана показала то, чем обычно запоминаются у нас западные исполнители: мастерством, точностью и достоинством. Кроме того, убедила в важности всех составляющих целого: в опере с разговорными диалогами нужно не только спеть свое соло, но и вымолвить так, чтобы слово на чужом языке не стало дежурной связкой между вокальными номерами. Фонтана из другого ряда, чем харизматичные героини Вальтраут Майер, Анжелы Деноке или Кариты Матиллы – лучших Леонор современности, ради приглашения которых можно было даже затеять проект под названием «Фиделио». Это скромная и честная труженица оперной нивы. Как и дирижер Томас Зандерлинг, под управлением которого оркестр театра начинает обретать ясность и собранность. Если в этом направлении двинуться дальше, возможно, когда «Фиделио» превратится из концертного проекта в театральный, музыка великого симфониста Бетховена будет восприниматься не только вкладом в культуру, но и важным событием нашего чувственного опыта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
193
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
281
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
242
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
288

Другие новости