0
999
Газета Культура Интернет-версия

01.12.2005 00:00:00

Шуман навсегда

Марина Борисова

Об авторе: Марина Борисова - музыкальный критик.

Тэги: спиваков, фестиваль, концерт


Концерт в Светлановском зале Дома музыки проходил при пустом балконе и даже не до конца заполненном амфитеатре. Но и без соответствующих своему рангу рекламы и ажиотажа вечер стал вершиной фестиваля. Москва открыла дирижера, которого уже сегодня, несмотря на молодость, стоит назвать выдающимся.

Малеровский камерный оркестр (основан в 1997-м Клаудио Аббадо) и Дэниел Хардинг сегодня олицетворяют мировую музыкальную элиту. У Хардинга за плечами дебюты с лучшими оркестрами Европы – Берлинским филармоническим и Венским филармоническим, постановки в главных оперных домах (Опера де Пари и Баварская опера) и работа с мэтрами мировой режиссуры – Люком Бонди («Поворот винта» Бриттена) и Питером Бруком («Дон Жуан» Моцарта) в Экс-ан-Провансе. С 2003 года Хардинг – художественный руководитель Малеровского камерного оркестра. Третье действующее лицо – Пьер-Лоран Эмар, чья международная карьера началась с победы на конкурсе Оливье Мессиана (1973). Эмар выступает с лучшими дирижерами мира (Пьер Булез, Сейджи Озава) и является одним из главных исполнителей современной фортепианной музыки.

Новые для русского слуха музыканты сочетают крайне серьезное отношение к делу с высочайшим качеством работы. Эти компоненты не только вызывают уважение специалистов, но крайне притягательны для широкой публики. Тогда она не нуждается ни в популистских жестах, ни в эстрадном обаянии, считающихся у нас едва ли не правилом. Эти музыканты играют так, что ни у кого из присутствующих – независимо от культурного багажа – не возникает сомнения, что академическая музыка способна вызывать самое живое эмоциональное переживание и быть актуальным искусством.

В этом убедили все части программы. Пять пьес для оркестра – знаменитый опус Антона Веберна (1909), имеющий рекордно малую продолжительность (около 12 минут) и чрезвычайную насыщенность. Все вздохи, шорохи и вибрации сочинения, вмещающего, несмотря на малые размеры, вселенную, были выявлены оркестром, являющим не анонимный звуковой монолит, а ансамбль чутких солистов. В фортепианном концерте Моцарта № 18 публика узнала замечательного пианиста, способного много рассказать в пределах одного эмоционального диапазона под затертым названием «лирика» так, что популярная у нас концепция жанра концерта как формы конкуренции оркестра с солистом была тактично опровергнута. Индивидуальность была так естественно утоплена в музыке, что говорить об интерпретации как-то даже неловко: при столь внятном исполнении ничего не нужно выпячивать и доказывать.

Главным событием вечера стал Шуман, его Вторая симфония. Эта музыка у нас редко исполняется, имеет репутацию неконтактной и неэффектной, но именно Шуман и стал сенсацией, которая впишет этот вечер в историю нашей музыкальной жизни новейшего времени.

Хардинг и оркестр открыли Вторую Шумана как музыку высшего пилотажа. Он не стал раскачиваться, а сразу проявил такую хватку, что уже первая часть прозвучала как абсолютно гениальное, законченное и мощное творение. Финал оставил одно сожаление: неужели это чудо закончилось? Этот Шуман останется с нами навсегда, и только за одну третью часть, даже за одну фразу кларнета в этой части, за чудесный фагот и мягчайшие валторны надо поклониться тем, кто пригласил в Москву Малеровский камерный оркестр и дирижера Дэниела Хардинга.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
335
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
278
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
263
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
291

Другие новости