0
1066
Газета Культура Интернет-версия

20.01.2006 00:00:00

Что с возу упало

Майя Мамаладзе

Об авторе: Майя Мамаладзе - театральный критик.

Тэги: дурненков, театр, премьера


дурненков, театр, премьера Герои Вячеслава Дурненкова как будто бы сошли с картин художника-передвижника.
Фото Михаила Гутермана

Для разговора о Вячеславе Дурненкове у рецензентов обычно припасен Сорокин, и вся фантасмагорическая линия русской литературы забывается. В поставленных в «Практике» «Трех действиях по четырем картинам» в полной мере проявляется виртуализация реальности – одна из главных примет манеры Дурненкова. Юродивая нищенка говорит фразами типа «все в цифирь переведут» и «ох, тяжела ты, плата материнская». И кажется неподъемным для постановщика финал, когда все слова пьесы превращаются в разбойничий посвист.

По пьесе, в Петербурге квартирует литератор Николай Ледащев, слегка известный, но мечтающий о большем, о написании романа. Когда того не случается, он едет в глушь, в деревню, на родину.

Как проявляется в спектакле режиссерская воля Михаила Угарова? Роман, который мечтал написать Николай, так и остается в виде чистого листка бумаги. «Юродивая баба» превратилась в сумасшедшую математичку. Половина комнаты, в которой обитает Николай Ледащев, превращена в видеоэкран, и персонажи пьесы на сцену переходят с экрана. С помощью видео материализуются картины Брашинского, якобы художника-передвижника, на самом деле дурненковской мистификации, четыре полотна которого будто бы стали основой для пьесы. Телега с лошадью, почти цитированная с картины Левитана «Март», увозящая Николая в родные места, выглядела особо обаятельно.

Совершенно неясно, как все предметы жилища Николая собрались в одном месте. Художник Андрей Климов, по-видимому, для этого обегал все секонд-хенды Москвы и обрыскал кладовки знакомых. В итоге в комнате литератора Ледащева, живущего будто бы в эпоху передвижных выставок, отапливаемой печкой-голландкой, на стене висят портрет Хемингуэя и Монро, старенькие советские радиоприемник и табличка.

Таким образом, представлена та самая каша времен, которую являет собой хронотоп Дурненкова. Из застойного периода советской поры, а не позапрошлого века вышел главный персонаж «Трех действий┘»: творческая личность, совершенно ненужная своему несозидательному времени. Все усилия порожденного той эпохой слабого в творческом плане индивида падают в пустоту, и только чудо способно их преобразить во что-то художественно состоятельное.

За этим возникает в финале мелодия Сен-Санса, высвистанная мастером по художественному свисту, до невозможности популярному в советские годы. И главным действующим лицом видеоарта становится коробочка, в которой рукой героя собраны «умершие вещи» ХХ века, в основном прекратившие свое существование с распадом Союза, а с ними значок с изображением Цоя, пейджер и бисерный браслетик – иначе «фенечка».

Метафоры Михаила Угарова находят умных соавторов в художниках спектакля. Видеоарт создан Ксенией Перетрухиной и Яшей Кажданом, одними из организаторов фестиваля «Пусто», ныне дебютировавшими в «Практике». В остальном Угаров не изменил себе и работает в жанре «драматургического театра». Главным достижением его становятся девиз хорошего врача «не навреди» и мысль, что текст стоящей пьесы следует довести до сознания зрителя. А для этого актеры должны понимать, о чем говорят.

Из актерских работ особо выделим Антона Семакина, сыгравшего Николая в амплуа героя-неврастеника, Алексея Ильина в роли террориста от искусства Аркадия. И более всех Дмитрия Мухамадеева из непредсказуемого, как колода карт, списка ролей пьесы вытянувшего две. Самую сложную, роль эстета-порнографа профессора Шустова, и самую забавную, возничего крестьянина. Последний станет своего рода Хароном, сбросившим со своей телеги надоевшего ему пассажира. Иначе: отправившего неосуществленные амбиции талантливого и ненужного эпохе советского писателя Ледащева на свалку истории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1176
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1125
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1378
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1131

Другие новости