0
1149
Газета Культура Интернет-версия

07.04.2006 00:00:00

Театр для понятливых

Светлана Полякова

Об авторе: Светлана Полякова - журналист, театральный критик, кандидат искусствоведения.

Тэги: театр, могучий, режиссер


театр, могучий, режиссер Андрей Могучий в юные годы страшно хотел получить 'Золотую Маску'.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля 'Золотая маска'

-В ваших спектаклях, в частности в том, который номинирован на «Золотую маску, в «Между собакой и волком», много таких интересных моментов, деталек, движений, одновременно происходящих в разных концах сцены, в которые хочется пристальней вглядеться, даже если их вынуть из контекста спектакля и показать в отдельности...

– Театр не имеет таких возможностей; хотя, может быть, я воспользуюсь вашей идеей и сделаю спектакль, в котором один эпизод буду крутить по пять раз – пока зритель не поймет. Я сейчас, кстати, примерно это и делаю... Либо можно сделать формат DVD – мне очень нравится формат DVD, возможность параллельных дорожек, возможность останавливаться, возвращаться назад... Мне кажется, что это – пока еще не оцененный технический аспект в создании артефакта (хотя, может, кто-то его уже и использует, я не знаю). Там можно было бы эту историю рассматривать, как голографию – с разных сторон, если тебе этого хочется, а если не хочется, то просто смотреть.

– Когда вы делаете спектакль, вы рассчитываете на то, что это будет понятно?

– Было бы правильно (я надеюсь, что я себе не вру!) заниматься арт-объектом. А какому количеству людей он понравится, и будет ли он понятен, и будут ли за это деньги платить... Я, конечно, немного кокетничаю. Какой я хороший парень, занимаюсь исключительно искусством, у меня – четверо детей, а я тут рассуждаю...

– Насколько важно для вас быть признанным?

– Это вопрос возраста. Признание было очень важно мне до сорока лет. Очень! И для многих, я знаю, оно было художественным двигателем. А сейчас я отношусь к этому не то чтобы с презрением (как-то пафосно звучит), но я как-то успокоился. Не вру! Я чувствую вред самому себе от собственного тщеславия. Я ощущаю его в себе, как болезнь. Все эти расчеты – «Маску» дали, «Маску» не дали – все это портит настроение.

– Тщеславие можно контролировать?

– Можно выдавливать по капле. Потихонечку. Потому что это – вредно и неприятно. В юные годы я страшно хотел получить «Маску». Потом наступил такой год, когда мы получили четыре награды за «Школу для дураков», и на четвертой награде мне это все как-то уже надоело. И главное, это ничего не поменяло! Конечно, там что-то пишут, но это уже не я, а какой-то другой человек, про которого говорят...

– О формальной стороне «Формального театра». Где ныне воз?

– Проблема дебильная, от которой я очень устал. Занимаясь «Формальным театром», я все время сталкиваюсь с проблемами помещения, финансирования – ситуация катастрофическая! Вот они все награды-то где! Нас выгнали тут же отовсюду, лишили всех возможностей...

– А почему вы это связываете с получением наград?

– Скажем так: совпало. А на самом деле не знаю. Не берусь это анализировать, не хочу себе портить настроение по этому поводу. Как-то так получилось, что часть реквизита в пригороде лежит, часть – на даче у меня, репетировать негде... «Между собакой и волком» репетировали во Франции, в Национальном театре Ниццы. Это случайность – там просто проводили Фестиваль русской культуры. Может быть, продолжение и возможно – при моей сильной активности в эту сторону. Я связываю «Формальный театр» с некой социальной проблемой. Может кто-то ТАМ бережет нас от каких-то материальных благ?

– Как режиссер вы востребованы театрами с устоявшимися традициями. Были ли предложения возглавить такой театр?

– Даже уважаемые мною художники, предлагая мне сделать постановку, говорят: ты же понимаешь – нам надо и того занять, и этого, еще тот долго не играл – ведь это же совсем не художественный принцип! И это у нашего репертуарного театра, так называемого; какой же он репертуарный, если, даже еще не зная, какую пьесу ставить, знают, кого надо в ней занять? Я же не против репертуарного театра, я против идиотизма, который прикрывается этим репертуарным театром. Но даже так можно бы было взять на себя театр – были бы рычаги! Рычагов нет, так что – катастрофа.

– Но вот Фокин взялся...

– Фокин что-то с этим делает, поэтому я к нему и приклеился. Он – такой локомотив, который, может быть, сумеет что-то изменить – дай бог ему здоровья и сил, хороших спектаклей и чтобы не гнобили. Он ведь сейчас сколько огня на себя вызывает! Фокин взял на себя эту ответственность, этот крест, потому что ему уже шестьдесят лет, он – не последний винтик, он в разговоре может упомянуть: «Во время нашей последней встречи с президентом...» – и всех как-то осадить... Он имеет реальное оружие, то есть возможность что-то делать. А предложи мне такой театр – я откажусь, потому что не имею такого авторитета и воевать не смогу.

– На какой стадии находятся «Иваны» – спектакль по гоголевским «Ивану Ивановичу с Иваном Никифоровичем», которые вы ставите в Александринке?

– Заморожен. Пространство, для которого делался этот спектакль, технически оказалось непригодным. И теперь премьера назначена на январь 2007-го. Это всех расхолаживает – ну что репетировать, если премьера только через год? Был бы еще дом свой...

– Параллельно вы ведь репетируете еще и в «Приюте комедианта» – спектакль со странным названием...

– Это ранняя пьеса Владимира Сорокина «Дисморфомания» под тем же рабочим названием. Одно из произведений, по которым я узнал в 90-м году Сорокина. Он во многом является для меня... учителем это громко сказано, но хорошим подсказчиком. Или являлся – я не берусь судить о последних произведениях, потому что надо, чтобы прошло какое-то время. Хотя Сорокин все время говорит про свое искусство, что это – только буквы и ничего больше; слова да буквы – делайте с ними, что хотите. А на самом деле, конечно, элемент арт-терапии там присутствует. С меня сейчас требуют название, на которое «пойдут люди». Может быть, это будет называться «Меня будут звать «Любовь».

Премьера назначена уже на конец апреля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1635
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1831
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1944
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4319

Другие новости