0
871
Газета Культура Интернет-версия

20.10.2006 00:00:00

Он был тих, светел и одет

Артур Соломонов

Об авторе: Артур Соломонов - искусствовед, сотрудник телеканала "Культура".

Тэги: кулик, перформанс


Кулик был тих и светел. Не рычал, не обнажался. Бородатый, кроткий человек с лопатой рассказывал о том, как и почему стал тем, чем стал.

Олег Кулик на этом вечере был и комментатором своего творчества, и творцом, перформером и аналитиком этого направления. Положение, что ни говори, не из легких: давать одновременно мастер-класс и перформанс (то есть провоцировать, шокировать) – все равно что заниматься сексом и комментировать это занятие, попутно рассказывая о своих прежних связях. Кулик невольно еще раз подтвердил тезис, что в современном искусстве важно не столько творчество, сколько стратегия поведения художника.

Кстати, он объяснил, почему в свое время стал человеком-собакой: однажды ясно сознаешь, что культура больше не является средством коммуникации. И тогда делаешь последний вызов: вот вам человек-собака, обнаженный, лающий на прохожих, справляющий нужду где приспичит. Скандал, восторг, удивление. И бонус – ты культовая фигура. Тут кто-то из зала властно потребовал от Кулика раздеться. Ответ: «В данный момент гораздо радикальнее оставаться одетым». Этими словами Кулик сформулировал сложность положения современного художника: табу разрушены и, возможно, наиболее новаторским решением является следование традициям.

Перформансы шли на экране один за другим: вот мясник прилюдно закалывает свинью (вас ужасает, как убивают животных, но вместе с тем вы выступаете за смертную казнь, да и свининки отведать не прочь); вот человек-собака лает на прохожих (искусство себя исчерпало, и остается только один печальный путь – эпатаж); вот Кулик обнаженный сигает с окна и парит над переполненным публикой двориком (ощути, что ничего нет, кроме животного страха и животного же восторга). Смотря эти перформансы, понимаешь, сколь много оснований для того, чтобы назвать этого актуального художника консервативным. Он ждет от зрителя понимания, его акции имеют сверхзадачу, ясную цель. Разочарование в искусстве наступает как следствие максималистских требований к нему.

Завершился мастер-класс живым, а не пленочным перформансом: на стекле, облаченном в раму, появилось лицо героя вечера. Кулик живой разрисовал Кулика в «застеколье» красной краской. И девушка-доброволец из зала с воплем «Я Ира Иванова, а это был Олег Кулик!» вдребезги разбила стекло. Акт сотворения и разрушения себя на глазах публики, конечно, имел для художника значение символическое, но проделал он это весьма ненатужно. Правда, один не унимался и верещал: «Вы хотите выделиться! Вы выпендриваетесь!» Но глубина размышлений протестующего не произвела впечатления ни на зал, ни на Кулика.

Каким будет следующий шаг Олега Кулика, не знает, похоже, даже он.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1525
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1730
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1835
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4179

Другие новости