0
998
Газета Культура Интернет-версия

28.12.2006 00:00:00

Как художники забивают друг друга

Ксения Воротынцева

Об авторе: Ксения Александровна Воротынцева - арт-критик, аспирант СО РАН.

Тэги: художники, выставка


На вернисаже «Путь к мастерству: русское и европейское искусство XV – начала XX века» из запасов Российской академии художеств вытащили немного европейской живописи, которую раньше почти не выставляли. На фоне этого контекста – чтобы показать, как у нас создавали школу – вывесили ученические работы-призеры того времени. По ним видно, как Российская академия перенимала европейские художественные коды – студенты копировали Ван Дейка и Брейгеля, когда ездили в заграничные музеи. Делали этюды и проекты с итальянскими мотивами. Наш академизм построили на реалистическом основании – когда акварелью, тщательно, но не тяжеловесно, прорисовываются детали. Эта строгость хороша и даже не скучна. Только художники второго ряда – они в основном и были на выставке – без подписи к картинкам не различаются. Потому что у любого течения есть модный, общий для всех язык – и выбиваются из него единицы. На выставке легко узнается Поленов – даже в неизвестной его работе «Воскрешение дочери Иаира» видно авторский почерк. А многие другие имена история забыла. Поэтому самым популярным и частым из старых живописцев остается неизвестный художник.

Эффект от Jam Painting, который показали французский живописец и график Артур Ян и москвичка Елена Теплицкая в галерее «М’АРС», оказался неожиданным даже для них самих. Началось все скромно – художники расставили вдоль стен холсты и банки с краской. Кто был в пионерлагере, помнит, как отряд иногда заставляют нарисовать коллективную картинку – кстати, получаются интересные абстракции. Шоу Яна и Теплицкой неожиданно вышло за рамки демонстрации совместного творчества. Наблюдатель напряженно отмечал не только мгновенное состояние изменяющихся картинок, но и предчувствовал нереализованные – но возможные варианты, – которые собирались в каждой точке бифуркации. Часто художники резко перестраивали колористическое пространство. Замазывали цвета друг друга – например, Ян прошелся черными тонами по светлым краскам Теплицкой. Картина не становилась хуже – она превращалась в другую, убивая нереализованные сюжеты, которые были в ней минуту назад, и зритель Jam Painting увидел не взаимодействие, а взаимное забивание.

Московский музей современного искусства привез коллекцию снимков американца Генри Буля. Бывший фотограф свадеб – а это хорошая жила для заработка в любой стране – собрал много оригиналов, напечатанных и забытыми авторами, и мэтрами вроде Мэпплторпа и Картье-Брессона. Под общим названием «Разговор руками» нам показали 171 фото. Концепция у выставки хромает – не на каждой фотографии рука стала центрообразующей деталью. Конечно, на снимках есть руки Жана Кокто – он любил, чтобы их фотографировали, бледная кисть Уорхола или пальцы неизвестных красавиц. Но Тина Модотти и Родченко попали сюда почти случайно – снимок Модотти «Руки марионеточника» хотя бы подошел по теме. А на портрете Родченко, где его мать пальцами придерживает очки, взгляд фокусируется на стекляшках – потому что они ломают симметрию черного платка и белого лица.

И все же «Разговор руками» – интересная коллекция, пусть и разношерстная: в ней есть очень старые снимки, например, наивное порно XIX века. Для поклонников – руки Марселя Дюшана или слепок кулака Пикассо. Фото Обри Бердслея в рамке с его виньетками. Коллажи, автор которых – Эль Лисицкий. И Мэпплторп – почему-то в этот раз не скандальный, сделавший геометрическое фото с черными руками на белой поверхности.

В концептуальную схему, которую придумал Генри Буль, коллекция плохо укладывается. Зато по ней видно, что законов, по которым строится хороший снимок, не очень много, и что их точно знали Ричард Аведон и магнумовец Роберт Капа – у них удачны даже ранние кадры. Убедиться, что Джоэль-Питер Уиткин не слишком эволюционировал – уже в восьмидесятые он собирал свою кунсткамеру – галерею уродцев («Мальчик с четырьмя руками»). И понаблюдать, как менялась современная Европа: вместо красивых моделей тридцатых на снимках фотографа девяностых – жутковатая голландская женщина, нарочито некрасивая и асексуальная .


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
3008
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
2576
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1973
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1815

Другие новости