0
1286
Газета Культура Интернет-версия

26.04.2007 00:00:00

Американские ангелы едут в Авиньон. С пересадкой в Варшаве

Тэги: гомосексуализм, театр, кушнер


Что может сравниться со знаменитым «В Советском Союзе секса нет»? В пьесе Тони Кушнера есть такая фраза. Точнее, две. Живущая в несчастливом браке и принимающая валиум мормонка Харпер (Майя Осташевская) в своем видении встречается с трансвеститом Прайором (Томаш Тындык). Узнав, что он гомосексуалист, она заявляет: «Мы, мормоны, не верим в гомосексуалистов!» На что обиженный Прайор ей отвечает: «А мы, гомосексуалисты, не верим в мормонов!»

Варликовского, поставившего в ТР-Варшава «Ангелов в Америке», можно смело критиковать за то, что он погружает публику в реалии Америки 1980-х годов, ассоциации с которыми пусть и звучат сегодня в Польше скандально-актуально, однако оказываются поверхностными, не подкрепленными драматургией пьесы и в конце концов уводят в сторону. Мормоны не равны католикам, рейгановцы не равны сторонникам Качиньских, бруклинские евреи не равны евреям польским, а упоминаемые в пьесе коммунисты – работникам партаппарата ПНР. Тут одни неизвестные – так что же можно будет сказать о главном «искомом» этого уравнения, то есть о геях?

На мой взгляд, однако, пафос спектакля Варликовского – именно в обнаружении, что определять геев путем исключения (из мормонов, республиканцев или евреев) или присоединения (к мормонам, республиканцами или евреям) можно только в бреду. Ведь если определять «гомосексуалистов» как реальность, исключающую «мормонов», тогда и «мормонов» определять нужно как реальность, исключающую «гомосексуалистов». В спектакле же Варликовского эти – и другие – реальности как бы прорастают друг в друга: через сон, видение, бред и через раскованное проигрывание навязанных социумом игр «присоединения/включения/исключения».

Так, освободительным оказывается для крипто-гея (и мормона) Джо (Мачей Штур) провокационный треп на тему, «бывают ли голубые республиканцы». Треп этот навязывает ему сатир с умными и грустными глазами – Луис (Яцек Понедзялек, главная среди многочисленных актерских удач спектакля). У Кушнера юрист Джо встречает компьютерщика Луиса в туалете федерального суда: Луис дает там волю эмоциям по поводу заболевшего СПИДом партнера. Варликовский же не только запрещает своим актерам биться в истерике, но и практически лишает такие сцены идентифицируемого антуража. Все эти беспрестанные игры во взаимо- и самоопределение происходят словно вне времени и пространства (застыл рулон туалетной бумаги в руке Луиса!). Все условно, все игрово, все существует на равных условиях – республиканцы, раввины, призраки предков, видения антарктических (!) экскимосов.

Не надо при этом думать, что польские актеры предали систему Станиславского (как не предают школу Ли Страсберга их американские собратья, играющие в одноименном фильме). Но иногда, как, например, в диалоге «Не верим в гомосексуалистов» – «Не верим в мормонов», Варликовский расставляет своих героев по двум краям просцениума, перед микрофонами, и общаются они не напрямую, а «через зал», как если бы были двумя ведущими спорного ток-шоу. В другой сцене герои двух – у Кушнера не пересекающихся, а просто существующих на сцене синхронно – диалогов сидят крест-накрест, как в телестудии, а передаваемые друг другу микрофоны мягко подсвечивают ленивые слова о том, что «любовь трудна, любовь амбивалентна».

В этом не только ирония по поводу велеречивых, а порой просто претенциозных героев Кушнера. В трактовке «эфирного пространства» у Варликовского больше романтизма, чем сарказма. Варликовский как будто возвращает этому выражению его возвышенный смысл, и его «эфир» из пространства медиальных манипуляций – на которое оно внешне похоже – оказывается местом, где встречаются «два одиночества». Да что там одиночества – встречаются инакости, предчувствуют себя друг в друге и узнают себя друг в друге.

В своих авторских ремарках Кушнер наказал играть многие эпизоды симультанно. Однако вместо того чтобы просто играть их одновременно в разных концах сцены, Варликовский сталкивает героев параллельных историй чуть ли не лоб в лоб. Во всяком случае они явно пристально наблюдают друг за другом. Не так, чтобы, например, Луис и Прайор были болельщиками Джо во время его непростого объяснения с женой. Нет, в них нет никакой излишней ажитации; может, они и не на эту сцену вовсе смотрят, а на что-то аналогичное, что идет по телевизору. Смотрят как бы с равнодушием, с меланхолией, как будто просто потому, что, скажем, сейчас этот фильм на экране. И в то же время Варликовский дал почувствовать привычку меньшинства (секс-меньшинства, как у нас говорят) вычитывать из доминирующей культурной продукции свои смыслы. И дал почувствовать и другое: как «гетеросексуальные мормоны» (назовем их так) начинают предощущать наличие в их пространстве этого непонятного им меньшинства, начинают его для себя заново конструировать. И, может, начинают его понимать.

Варшава


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1500
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1706
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1812
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4142

Другие новости