0
899
Газета Культура Интернет-версия

08.06.2007 00:00:00

Другое кино

Тэги: кино, фестиваль, кинотавр


кино, фестиваль, кинотавр Бондарчук сыграл главного наркодилера.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Оказывается, столичный житель интересует наше новое кино только в том случае, если он когда-то уже приехал из провинции (как анестезиолог Маслов из «Простых вещей» Алексея Попогребского, нищий обитатель коммуналки, которого умирающий пациент просит об эвтаназии – разумеется, за вознаграждение).

Из родного Альметьевска после армии приезжает в Москву и Антон, главный герой «Кремня», дебютной картины режиссера Алексея Мизгирева. Этот дикий молодой человек не знает никаких условностей и общественных договоров, но точно знает, что «твердость – не тупость». Кто-то когда-то вдолбил ему единственную истину: надо во что бы то ни стало, пользуясь выражением продюсера фильма Сергея Сельянова, «ухватить бога за бороду». Антон в некотором смысле повторяет путь вьетнамского ветерана Трэвиса из «Таксиста» Мартина Скорсезе. Он тоже сталкивается с неоднозначностью жизненных ситуаций, с тем, что мир не желает соответствовать его представлениям о справедливости. Довольно быстро обнаружив, что в Москве его никто не ждет, Антон оказывается в милиции – у него появляются оружие и рычаги власти, для того чтобы перекроить реальность по собственным лекалам. Но насилие не доставляет ему удовольствия – он предпочел бы, чтобы мир принял его добровольно. Принципиальный момент: Антон не служил в горячей точке, его не травмировали на войне – просто он такой, одновременно уникум и тип, порожденный эпохой больших искушений.

Еще один конкурсный фильм, «Инзеень-малина» Владимира Сивкова (однокурсника Алексея Балабанова по Высшим курсам сценаристов и режиссеров) и вовсе снят на Казанской киностудии – отборщики «Кинотавра» с удивлением обнаружили его в Роттердаме. Медитативная и бессюжетная «Малина» – типичное кино для параллельных программ европейских кинофестивалей. Но интерес вызывает главный герой, сыгранный казанским театральным актером Павлом Густовым. Странный тридцатилетний парень сидит себе где-то в глуши, отказывается принимать современные модели поведения, не хочет «хватать бога за бороду», но хочет оставаться человеком культуры, равняться на Шагала и Шлимана – и вполне в этом герметичном состоянии счастлив.

В Ростове живут персонажи внеконкурсного «Глянца» Андрея Кончаловского и конкурсных «Тисков» Валерия Тодоровского. «Тиски» – антинаркотический фильм, снятый по заказу правоохранительных органов, – история молодого амбициозного диджея, который отказался взять денег у родителей своей невесты, попал в сложную ситуацию и от безысходности пошел в наркодилеры. Сюжет, типичный для европейского и американского кино 90-х (эстетически «Тиски» наследуют музыкальному видео предыдущего десятилетия, а также полнометражным картинам, снятым режиссерами-клипмейкерами). Но для нас жанр богоугодного пропагандистского фильма с рефлексией, пожалуй, в новинку.

Ростов Тодоровского мало похож на правду. Клубная культура мирового уровня. Бескорыстный майор милиции в дорогом костюме, старательно выдаваемом за дешевый. Бандитские шестерки, одетые по всем правилам мужских модных журналов. Главный наркодилер, сыгранный Федором Бондарчуком и ведущий образ жизни Федора Бондарчука. (Забавно, что «Тиски» и «Глянец» невольно вступают в диалог: если в Ростове такая продвинутая клубная жизнь, такие интеллигентные наркодилеры и такие дизайнерские апартаменты, зачем героиня Кончаловского бежала оттуда в Москву?)

Но на примере «Тисков», как и на примере «Кремня» и «Малины», хорошо видно, что у молодого героя в нашем кино едва ли не впервые появилась альтернатива: раньше он обязан был пойти в бандиты – теперь это дело добровольное. Можно продавать наркотики, а можно сочинять музыку. Можно делать бизнес, а можно читать «Илиаду». Можно убить пациента за наследство, а можно обойтись без этого. Можно уехать в Москву, а можно пригодиться там, где родился. Отражает ли наше теперешнее кино реальную ситуацию? Дай бог, чтобы так.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1454
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1660
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1766
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4077

Другие новости