0
730
Газета Культура Интернет-версия

23.10.2007 00:00:00

Когда нет штопора, берут скальпель

Тэги: фестиваль, нестоличность, магнитогорск


Уборочная страда в Челябинской области подошла к концу. Селяне довольны результатами: зерновые убраны на площади один миллион триста тысяч гектаров, в закрома родины отгружено почти два миллиона тонн зерна. Средняя урожайность по обла┘

Господи, о чем это я? Да, наверное, о том же, о чем и актеры новосибирского театра «Глобус», рассыпавшие по сцене центнера полтора отборной ржи. На Южный Урал они привезли свою версию тургеневского «Месяца в деревне». А рожь┘ Чем не сельский антураж?

В начале октября в Магнитке, которая ассоциируется с чугуном и прокатными станами, проходил фестиваль «Театр без границ». Традиционный, восьмой по счету. В нынешней фестивальной программе были заявлены коллективы из Перми, Санкт-Петербурга, Саратова, Екатеринбурга, Красноярска, Кургана, Новосибирска, Самары, Омска. Да, не центр, но отнюдь и не культурное захолустье. Восемь дней, десять городов, четырнадцать коллективов, шестнадцать спектаклей!

Для худрука питерского Небольшого драматического театра Льва Эренбурга это далеко не первый приезд в Магнитку. Годом ранее под раскаты июньских гроз Лев Борисович поставил в здешней драме «Грозу» Островского. А на предыдущем «Театре без границ» вогнал публику в священный ступор нетрадиционной версией горьковской пьесы «На дне».

И вот «Иванов» – ранняя, в чем-то ходульная и до сих пор не разгаданная пьеса Антона Чехова. Назови Эренбург свое трехчасовое действо «Отелло», «Живым трупом» или даже «Пластилином» – от этого, думается, ничего не изменилось бы. Не привязка к тому или иному автору важна постановщику. И уж тем более не сопряжение с конкретным временем и пространством. Эренбург с головой ныряет в обстоятельства, в которые вброшены его герои.

Да, он жесток – этот коротко стриженный человек в черном с серебряным медальоном на груди. Кажется, что это бывший хирург Эренбург, а вовсе не доктор Чехов буквально пинками загоняет безнадежно больную Анну-Сару (актриса Ольга Альбанова) в тупик любовного треугольника. Это он стальным скальпелем отсекает только-только родившуюся надежду Сашеньки Лебедевой (актриса Мария Семенова). Это он заставляет в исступлении кататься по сцене несчастного Иванова. В этом мире все лишь имитируют любовь, и ему не на кого опереться. Действительно: «винный погреб в доме есть, штопора только нет».

Люди в поисках себя и друг друга мечутся среди убогих, крашенных зеленью декораций, сдирают одежду, бросаются в воду, вышибают себе мозги. Но: «Мало! Слабо! Не похоже!» – кричит им лицо Эренбурга. Подобно хоккейному тренеру он стоит возле бортика и, кажется, вот-вот выскочит на «площадку».

А тем временем Иванов (пронзительная игра напоминающего Анатолия Солоницына молодого актера Константина Шелестуна) чистит рыбу. Карп еще жив. Он раздувает жабры. Он шевелит хвостом. Но кровавые ошметки от его кишок уже летят в таз. Глупо, как глупо цепляться за жизнь, если через минуту все равно раздадутся выстрелы┘

На следующий день кто-то из критиков признается: «Первый акт мы отвергли. Абсолютно. Зато стоя хлопали в конце». «Это не просто открытие вашего фестиваля, Эренбург – это новый тип театра», – выразила свое мнение председатель международного жюри Ядвига Олерадска.

Жанр сценической провокации – штука заразная. Известный возмутитель «театрального болота» Николай Коляда привез из Екатеринбурга в Магнитку свою скандальную премьеру – «Гамлета». В «стальной столице» Коляда тоже человек не чужой, в прошлом году его «Ревизор» вызвал в Магнитогорске настоящий переполох на грани паники. А вот колядовский Гамлет (актер Олег Ягодин) снисхождения и сочувствия уже не вызывает. Потому что сам он – порождение окружающего сатанинства, часть его. Единственным выходом из мира абсолютного кича (на стенах живого места нет от Джоконд и Незнакомок), мира, где правят кривляющиеся тролли, ему видится только смерть.

Гран-при «Театра без границ» получил Лев Эренбург. Приз за режиссуру достался Александру Кузину из «Глобуса», в номинации «лучшее пространственное решение» вне конкуренции был масштабный мюзикл «Доктор Живаго» Пермской драмы. Диплом за лучшую мужскую роль также уехал в столицу Пермского края – его обладателем стал актер «Театра у моста» Владимир Ильин. Из актрис больше других понравилась жюри Марина Солопченко из питерского Большого театра кукол.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1837
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4445
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2425
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2775

Другие новости