0
2087
Газета Культура Интернет-версия

14.01.2008 00:00:00

С Шуманом на дружеской ноге

Тэги: березовский, музыка, концерт


В Москве выступил Борис Березовский, один из наиболее любимых столичной публикой пианистов, давно живущий за рубежом.

Те, кому посчастливилось хоть раз побывать на концерте Бориса Березовского, знают: он очень не любит официоз в одежде (особенно галстуки), терпеть не может яркий свет на сцене и в зале, зато обожает менять программу буквально за несколько минут до выхода к публике.

Традиция продолжилась 10 января на абонементном филармоническом концерте в Большом зале консерватории: стильный черный костюм с такой же рубашкой (но, разумеется, без ненавистного галстука!), приглушенный свет и коррективы в списке исполняемых сочинений уже по ходу концерта. В программе вместе с редко звучащими «Танцами давидсбюндлеров» Шумана и Первой сонатой Метнера значилась еще и первая соната Бетховена, однако пианист не стал ее играть. Он предпочел продолжить метнеровский вечер, исполнив до перерыва кроме сонаты четыре «Сказки» – изысканные миниатюры, своего рода визитные карточки замечательного русского композитора.

Таким образом, вместо трех эпох – венского классицизма, романтизма и ХХ века – были представлены лишь две, а если быть совсем точным – одна: романтизм в его расцвете (шумановский опус) и на излете (сочинения Метнера). Подобные эстетические изыски – в духе Березовского, который (не в пример большинству коллег) никогда не довольствуется «солянкой» из классических шлягеров, а, как правило, задумывает своего рода стилистические экскурсы, демонстрируя не только вкус и эрудицию, но и полную свободу в выборе репертуара.

Вообще же свобода и раскрепощенность – качества, проявляемые музыкантом в одежде, освещении и компоновке программ, – определяют и его трактовки. С легкостью преодолевая толщу исполнительских штампов, он словно общается напрямую с композиторами, причем общается на равных, без подобострастия, но и без чванства. Иногда даже кажется, музыка возникает в зале сама по себе, без участия пианиста – настолько естественны, пластичны и убедительны его интерпретации. Березовский никогда не выпячивает своего «я», не старается любой ценой продемонстрировать виртуозность и технику (к слову сказать, поистине совершенную). Напротив, он полностью «растворяется» в композиторе – будь то Рахманинов или Шуман, Бетховен или Шопен, погружает себя и нас в мир автора – уникальный, непохожий на другие. Так играют лишь великие музыканты.

Пианист, живущий за пределами России, тем не менее много делает для нашей культуры – чего стоят хотя бы метнеровские фестивали, регулярно проводимые Березовским на собственные средства. На них не только звучит прекрасная и глубокая музыка крупнейшего русского композитора, близкого друга Рахманинова, недооцененного и надолго забытого на родине после эмиграции. Здесь открываются новые имена.

Московская публика, влюбившаяся в Бориса Березовского еще со времен его блистательной победы на 9-м Конкурсе имени Чайковского, хранит верность своему кумиру. Переполненный Большой зал, стоячие овации и море цветов в январскую стужу – яркое тому свидетельство. Музыкант, внешне весьма сдержанный в проявлении чувств, отвечает на это тоже по-своему – не бесчисленными расшаркиваниями на поклонах, а чередой великолепных бисов, которые перерастают в еще одно отделение концерта. Если в прошлом году Березовский потряс Москву сыгранной на бис транскрипцией равелевского Вальса, то на сей раз в этой части концерта царил Шопен, его мазурки и вальсы, сыгранные с обескураживающей простотой и особой, непередаваемой словами щемящей интонацией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1883
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1660
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1866
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1573

Другие новости