0
2125
Газета Культура Интернет-версия

20.03.2009 00:00:00

Марина Грибанова: "Пусть ребенок тянется к телевизору и телефону"

Тэги: театр, дети


Марина Грибанова – известный художник российского театра кукол, кроме прочего она еще и человек, сумевший создать свой театр. Собственно говоря, «своим театром» она занималась всю жизнь, с того дня, как шестнадцатилетней девочкой пришла в кукольную студию Московского дворца пионеров к начинающему режиссеру Владимиру Штейну, своему будущему мужу и постоянному соавтору. Очень скоро тандем Грибанова – Штейн стал одним из ярких и плодотворных творческих союзов художник – режиссер. Их «Белый пароход», поставленный в Башкирском театре кукол «гремел» на всю страну, завоевывая один за другим призы всесоюзных и международных фестивалей. Мэтр Образцов был восхищен, хотя до того убеждал своего ученика Штейна, что Айтматова на кукольной сцене поставить невозможно. Когда Штейн и Грибанова покинули Уфу и вернулись в Москву, они в конце восьмидесятых создали Московский театр детской книги «Волшебная лампа», сначала маленькую частную труппу, затем – государственный и популярный столичный театр для детей, а его основатели – Грибанова, Штейн и режиссер Виктор Плотников удостоены Государственной премии РФ. Уже почти восемь лет как нет выдающегося кукольника Владимира Штейна, а его театр живет. Накануне очередных школьных каникул наш разговор - о проблемах детского театра.

- Марина Борисовна, раньше, с легкой руки Сергея Владимировича Образцова, процветание театра кукол было частью государственной политики: каждому городу – театр кукол, каждому ребенку – театр кукол. Сейчас все изменилось. Годовалый ребенок тянется к пульту телевизора и телефону, чтобы нажимать кнопки┘

- И пусть себе тянется. Но, конечно, ребенка нужно водить в театр и начинать лучше всего с театра кукол. Я не могу сказать, что государство совсем устранилось и не поддерживает его. В одной Москве в постсоветские времена открылось только государственных театров кукол – пятнадцать-двадцать, не меньше. А сколько их появилось частных - одному богу известно! У «Волшебной лампы» есть помещение, его оплачивает государство, у нас есть собственный зрительный зал, есть финансирние, правда, не полное. Но нашему театру его достаточно.

- А разве постановочная деятельность не требует дополнительных субсидий?

- А дело-то, знаете, не в субсидиях. Если бы мне, скажем, предложили четыре миллиона в год, с тем, чтобы я выпускала в год четыре спектакля, я бы сказала: «Спасибо, не надо!» Больше одной постановки в год выпускать очень сложно. Трудно придумать спектакль в такие сжатые сроки. Для рождения спектакля нужны те же самые девять месяцев. А в небольших городах театрам надо все время обновлять афишу, что они и делают. У провинциальных театров огромные репертуарные списки. Они – загнаны в угол. Какие-то спектакли играют, какие-то – не играют, какие-то восстанавливают, что-то новое делают, режиссеров из других городов приглашают, меняются спектаклями. И потом, что ставить всем этим театрам? То, что было написано в прошлом веке? Ни одной новой толковой пьесы я не встречала. Не пишут. Отсутствие драматургии – одна из главных проблем современного театра кукол.

- Но Ваш театр просто берет литературные произведения и ставит┘

- Нельзя просто взять литературное произведение и поставить. Все равно нужно писать сценарий.

- Сейчас в распоряжении театра весь объем мировой литературы. И никаких цензурных запретов. Что хочешь, то и ставь.

- На самом деле, что угодно можно было и раньше ставить. Никто никого по рукам не бил. Я не припомню случая, чтобы в театре кукол запретили какой-то спектакль или запретили пьесу для театра кукол. К театру кукол относились очень терпимо, считали, что это – для маленьких деток. И не стоит к нему даже особо присматриваться. Вот когда мы в Уфе поставили «Белый пароход» по Айтматову, наше руководство – начальник отдела культуры обкома партии – очень эмоционально восприняла спектакль, плакала в конце, искренне и по-настоящему, но когда утерла слезы и успокоилась, сказала: «А нельзя ли сделать так, чтобы мальчик не утонул». А Владимир Михайлович Штейн ей твердо ответил: «Нельзя, автор не предусмотрел». Тогда она спросила: «Владимир Михайлович, почему у Вас во всех спектаклях, как начальник – так плохой человек?». А он ей: «Да что Вы, Клара Абдурахмановна, совсем не каждый раз!». На самом деле, если вспомнить репертуар башкирского театра кукол, мы там тоже непрерывно ставили литературные произведения. А если нам нужны были пьесы, то они создавались, как тот же «Белый пароход» или «Галима» по «Черноликим» Гафури.

- То есть все упирается в идею┘

- Была бы идея, нашлись бы и авторы. Потому, что талантливые писатели есть, но за отсутствием идей никто с ними не хочет работать. А, кроме того, авторам, извините, надо платить. На это тоже далеко не все коллективы способны. Раньше пьесы для театра приобретало Министерство культуры. А сейчас, может, оно это и делает, но мне об этом ничего не известно. Зато у нас есть другие возможности, у нас есть наша выручка. Никто нас не обременяет ни репертуарными, ни финансовыми планами, ни планом по зрителям. Мы просто уведомляем наше руководство, что у нас будет столько-то спектаклей, столько-то – зрителей и мы предполагаем, что у нас будет такая-то выручка. Мы можем играть один спектакль каждый день десять лет подряд, и никто слова не скажет. Меня никто не заставляет делать спектакли к датам или каким-то праздникам. У нас полная – творческая и производственная свобода.

- Так что положение Вашего театра Вас устраивает?

- Не устраивает только то, что сейчас стало очень трудно найти артистов и технических специалистов, их всех оттягивает шоу-бизнес. Но это – стихийный процесс и государство здесь не причем.

- А с чем Вы связываете то, что в шестидесятые-семидесятые годы был необыкновенный взлет кукольного театра, а сейчас, когда можно делать, все что хочешь и у художника столько возможностей, наблюдается очевидный спад?

- В том-то и дело, что делай, что хочешь. А все, на самом деле, хотят достойно жить и прилично зарабатывать. Зарабатывать можно только одним способом, ставить как можно больше в других театрах, не в том, в котором работаешь, где тебе платят только зарплату. Зарплаты тоже в театрах очень разные, потому как очень разные доходы у населения и разная стоимость билетов и разное отношение к театру у местной власти. Конечно, Москва это – государство в государстве, здесь живут совершенно по-другому. Практически никто из зрителей, звонящих нам в театр, не спрашивает о стоимости билетов, а интересуются: что идет сегодня. На периферии, конечно, все иначе. Раньше, когда у нас всё распределялось, все кукольные театры были на равных.

- Но талантливых режиссеров от этого больше не становилось┘

- Раньше театрами руководили в основном директора, и если у директора были какие-то амбиции, если ему чего-то хотелось, он приглашал себе талантливого режиссера и делал все, чтобы тот мог работать. А теперь – и директоров тех нет, и режиссеров мало. И, к сожалению, роль режиссера начинают исполнять художники. Не от хорошей жизни. Художнику, в общем-то, не свойственно стремиться стать режиссером. Конечно, всякое бывает. И режиссер может хотеть стать художником. И художник может хотеть стать режиссером. Но это – все-таки редкость. Вот лично я, совершенно не хочу быть режиссером, и большинство художников не хочет. Это – совершенно другая профессия. Очень тяжело и неудобно существовать в двух качествах одновременно. Я часто вижу: художник – хороший. И он же – плохой режиссер. Скорее всего, у него выбора не было. Скорее всего, у него просто-напросто нет режиссера. Но они отсутствуют в природе. Сейчас выпускники театральных вузов получают диплом, в котором написано «артист драматического театра, кино, театра кукол»┘ и еще «режиссер». Просто универсал какой-то! А я не верю, что такое может быть!

- Как же стимулировать появление режиссеров?

- Время, наверное, должно стимулировать. Раньше талантливые режиссеры шли в театр кукол потому, что он не подвергался такой цензуре, как драматический театр. Очень многие талантливые режиссеры считали, что в именно в театре кукол им легче будет что-то сказать зрителю (и к тому же безнаказанно). И так оно и было. Поэтому ставили много взрослых спектаклей. Зрители очень охотно шли на вечерние взрослые спектакли в театр кукол. А сегодня цензуры нет, говори что хочешь, если тебя кто-то будет слушать. Времена изменились. Условия жизни изменились, обстоятельства. Очень многое поменялось. Наверное, сегодняшний день не склонен рождать режиссеров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1479
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1687
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1791
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4108

Другие новости