0
1263
Газета Культура Интернет-версия

01.04.2009 00:00:00

"Мне больше не нравится быть рабом красоты ┘"

Тэги: гуэрра, театр, юбилей


Тонино Гуэрра родился 16 марта 1920 года в небольшой итальянской деревушке, побывал в плену у немцев, выбравшись, стал много писать. Стихи, пьесы, сценарии, работа со знаменитыми режиссерами, живопись, скульптура – мир маэстро. «Одиссея Тонино Гуэрра, или Путь к юбилею» - так назывался вечер в ЦДА в честь 89-летия Тонино Гуэрра.

Большой зал Дома актера, набитый битком, волновался в ожидании встречи с живой легендой. Открыла вечер Паола Волкова, историк культуры, директор Фонда Андрея Тарковского: «Тонино – классик итальянской литературы, его имя входит в сотню лучших поэтов Италии. Он – потрясающий художник и лучший сценарист Европы». После фильма, в котором камера медленно скользила по живописным работам Тонино Гуэрра, а яркие бабочки порхали над диковинными лицами и цветами, на сцену вышел он сам. Его живое, лукавое лицо заставило тут же забыть о солидном возрасте. Красивая, доброжелательная, с широко распахнутыми глазами Лора (жена и неизменная переводчица) села рядом.

Поговорив немного о своем любимом Марчелло Мастрояни, Тонино выжидательно повернулся к Паоле. Ведущая неуверенно откликнулась:

- Тонино, пожалуйста, спроси у меня, что ты хочешь, чтоб я у тебя спросила?

- Спроси об отношениях Тонино с актерами, - ответил Гуэрра, подмигнув залу. Получив желаемый вопрос, весело рассказал, как Мастрояни однажды вот так общался с попутчицей в поезде:

- Спросите меня, куда я еду?

- Куда вы едете?

- Я еду в Италию к моим детям! Спросите меня, что делают мои дети?

- Зачем?

- Ну, чтобы пообщаться┘

Далее посыпались записки с вопросами. В зале были Белла Ахмадуллина, Борис Мессерер, Владимир Зельдин, Ирина Карташова, Рустам Хамдамов, Федор Чеханков, Вениамин Смехов, Павел Каплевич, актеры, художники, студенты театральных вузов.

Тонино сказал, что он поражен интересом к культуре в России, что в театрах здесь полно зрителей и что ему тоже хотелось бы теперь вплотную заняться театром.

- Первой же пьесе, которую я написал, сразу же присудили премию Пиранделло, но я нудный и очень странный. Я бы хотел, чтобы театр сегодня - это был суп из персонажей: теплых, живых людей.

- Тонино, что это такое «Путь к юбилею»? Вообще, что для тебя путь?

- Путь, путешествие старого человека – это путешествие в детство. Все мы обожаем есть то, что мы ели в детстве. Никакой ресторан не сравнится с той едой, которую готовила моя мама.

- Кто царит сейчас в Италии в театре, в кино?

- Это очень трудный вопрос. После войны в Италии был взлет, потому что весь мир вышел из страданий войны, все страны понимали это. В то время в Италии было больше двадцати личностей удивительного масштаба. Сегодня, когда у людей мало веры, Америка нас наводнила техническими фильмами, технической мультипликацией. Может спасти только театр. Вот Роберто де Симоне, у него тело немного неприятное, нехорош собой, с ним трудно встретиться, но у него своя труппа, актеры поют, танцуют, все делают. Его спектакль «Золушка» - невероятно прекрасный, Феллини смотрел пять раз. Не знаю почему, просто Роберто – гений. Что касается кино, тут нужна общая мечта, о чем думать, рассказывать. Люди разучились понимать друг друга, и сейчас – не самый лучший момент в Италии. Меня растрогало в России наличие множества теплых, живых театров, полных зрителей.

Желаю молодым актерам от всего сердца, чтоб они не забывали стариков и играли для тех, кто любит театр!

О работе с Андреем Тарковским Гуэрра говорил долго, назвав его одним из пяти самых великих режиссеров мира.

Кто-то из зрителей спросил, верит ли великий Тонино в судьбу?

- Не знаю. Я б на ваших глазах сейчас отрубил себе руку, если бы у меня появилась вера в бога. Я видел то утешение, то благо, которое получают верующие люди. Но эти большие слова: «Судьба», «Вера» - далеки от меня. Я прилагаю все силы, чтобы не бояться смерти. У Феллини как-то спросил, он ответил: «Тонино, может, нас ждет замечательное путешествие». Иногда меня это утешает. Последнее время я смотрю в глаза котов и понимаю, что это совершенство никак не могло возникнуть само по себе.

Затем на сцену вышли представители семейства Толстых. Владимир Толстой передал привет из Ясной Поляны и пригласил приехать летом на праздник яблоневых саженцев - подобные двести лет назад Лев Толстой выписал из Италии. Владимир Зельдин восхищенно признался в любви и пригласил на свой спектакль «Человек из Ламанчи», поставленный к 90-летию артиста.

В финале на сцену вышел Денис Мацуев и сыграл в честь высокого гостя, сообщив, что в зале сидит мама, у которой сегодня день рожденья.

На сцену вывезли огромный торт со свечами и порхающими бабочками. Тонино и Лора задули свечи. Вечер закончился строчками, которые поэт написал, когда его освободили из немецкого плена: «Доволен и счастлив много раз я в жизни был, но более всего, когда меня освободили в Германии и я смог смотреть на бабочку без желания съесть ее┘».

Затем Гуэрра поклонился всем присутствующим: - «Великому артисту Зельдину, давшему мне кураж; Бэлле Ахмадуллиной, другу и переводчику; замечательному пианисту и его маме┘». Окончательно растрогавшись, Тонино признался, что всю жизнь хотел быть только пианистом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1730
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1542
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1762
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1472

Другие новости