0
1754
Газета Культура Интернет-версия

28.09.2009 00:00:00

Музыка on-line: уральский вариант

Тэги: музыка, филармония, концерт


Концерт Уральского филармонического оркестра с солирующим Борисом Березовским дал старт 74-му сезону Свердловской филармонии и стал открытием первого сезона Виртуального концертного зала.

Открытие филармонического сезона в Екатеринбурге прошло при всех признаках событийности: под завязку переполненный зал и vip-гости, интересная программа и участие в концерте пианиста с мировым именем Бориса Березовского. Любимец екатеринбургских меломанов в последние годы часто выступает с УАФО, в том числе в гастрольных турне, на крупнейших международных фестивалях. Березовский играл Второй фортепианный концерт Чайковского в его авторской редакции, главная особенность которой – чудесное трио во 2-й части, где к фортепиано присоединяются солирующие скрипка (Евгений Марков) и виолончель (Наталья Акуренко). Щедрую возможность оценить мастерство концертмейстеров и других оркестровых групп (тут называть нужно практически всех духовиков) дала Сюита для малого оркестра № 2 Стравинского и особенно – завершающая концерт Девятая симфония Шостаковича. Саркастичная амбивалентность самой загадочной из всех симфоний композитора предстала в выпуклом контрасте разноликих образов, при этом безоговорочно убедительной по форме, подтвердив, что музыка XX века – особый конек маэстро Дмитрия Лисса.

Кстати, новый сезон главный дирижер УАФО, равно как и директор Свердловской филармонии Александр Колотурский начинают в новом статусе – лауреатов Государственной премии, полученной этим летом из рук президента «за выдающийся вклад в развитие филармонической деятельности в России». Сам факт награды столь высокого уровня руководителям провинциальной филармонии и оркестра может удивить только тех, кто не знает в подробностях развития этой творческой организации в последние годы. В Екатеринбурге очень многое в области технологий концертной практики сделали впервые и раньше всех. И главное, не собираются останавливаться. Очередное ноу-хау – Виртуальный Концертный зал (ВКЗ). Открытие сезона впервые транслировалось во всемирной паутине, и теперь к реальным посетителям филармонических концертов может присоединиться аудитория Интернета, численность которой практически не ограничена. Над проектом ВКЗ работали почти год, в итоге возник совершенно особый вариант симбиоза филармонической деятельности и новейших высоких технологий.

В Интернете, как известно, уже имеется ряд ресурсов, где идут он-лайн трансляции концертов и спектаклей: о начале вещания заявляли Мет, Ковент-Гарден и Мариинский театр, Берлинская и Московская филармонии. Чем уникальна уральская концепция?

Прежде всего, в отличие от западных аналогов, проект носит ярко-направленную социальную значимость. Все бесплатно, это раз. А во-вторых, ВКЗ – не только средство популяризации классической музыки, но и способ сократить разрыв в возможностях между жителями мегаполиса и области. Несколько лет назад Свердловская филармония первой в стране обзавелась своими филиалами, концертные залы в крупных районных центрах стали средоточием интенсивной музыкальной жизни, а их публика пополнила Лигу друзей филармонии. Сейчас в библиотеках Камышлова, Кушвы, Красноуфимска, Первоуральска, Сухого Лога и других городов установлены мощные компьютеры (разработчики называют их Интернет-телевизорами), и зрителями музыкальных интернет-трансляций станут меломаны, члены Филармонических собраний, встречающиеся для совместного просмотра концертов. Ну, примерно как футбольные болельщики в кафе во время судьбоносных матчей. Идиллическая картинка кажется нереальной? Но, в самом деле! Если у «Манчестер Юнайтед» есть свои фанаты-поклонники, то почему бы их не иметь и УАФО, который в столице Урала иначе как «наш оркестр» и не именуют? В идеале вокруг ВКЗ должно возникнуть некое комьюнити, просто пользователи глобальной сети в качестве гипотетических зрителей авторов проекта не устраивают. Функционировать виртуальный зал будет по принципу основного концертного, т.е. все, как и в реальности: планирование, маркетинг, в том числе – создание полноценной структурированной среды.

Другая особенность проекта – в ее технических параметрах, как говорят его создатели, абсолютно уникальных. Трансляции осуществляются системой Интернет-вещания Vidicor Video System, разработанной математиками и программистами Научно-производственного центра «Видикор» (г. Екатеринбург). Уже на самом начальном этапе внедряется наиболее передовая технология Full HD, видео высокого разрешения. Речь идет о качестве «картинки», чёткость изображения которой в пять раз выше, чем качество обычного цифрового ТВ. Немногочисленные прецеденты вещания в формате FullHD – почти всегда офф-лайн, показ видеозаписей. Единственная широко известная прямая телевизионная трансляция в FullHD – это трансляция Олимпийских игр из Пекина-2008. При этом система вещания обеспечивает не только весьма высокое качество видео, но и отличный звук. Пока это только стерео, но в ближайшей перспективе предполагается переход на передачу 6-канального звука в формате Surround Stereo 5.1, тогда ощущение реального присутствия в концертном зале будет максимальным.

Но самое революционное свойство открывшегося Виртуального зала можно обозначить, как «сам себе режиссер». Дело в том, что трансляция идет одновременно со всех камер (их пока 4, но к концу года будет 7) и с видео-микшерного пульта. Зритель в любой момент может сам выбрать из нескольких ракурсов самую интересную с его точки зрения «картинку». Или уж довериться вкусу режиссера эфира. При этом важно – смена зрителем камеры никак не отражается на звуке: при смене ракурса музыка не прерывается и не искажается, видео и звук остаются абсолютно синхронными. Уральские разработчики стали первыми в мире, кому удалось создать систему параллельного многокамерного синхронного вещания, да еще и в формате сверхвысокой четкости. За рубежом прецедентов такого вещания нет. Конечно, для просмотра концертов с качеством FullHD требуется Интернет-подключение со скоростью 4 Мбит/с, а такое есть не у всех. Но тем, кто пока не упакован суперсовременной техникой, предлагается высококачественное прослушивание музыки под слайды видеотрансляции.

В общем, заканчивая перечисление новшеств, хочется вспомнить старый анекдот: а теперь, господа, со всем этим┘ хозяйством мы постараемся взлететь. Но, обратимся к недавнему прошлому: многие прожекты Колотурского и его команды казались окружающим слегка «crazy», тем не менее, все, или почти все осуществлялось и приносило успех. Кстати, в чем-то аналогичную систему, вернее более раннюю версию Интернет-видеовещания «Видикор» установил недавно в Концертном зале Чайковского по заказу Московской филармонии, сейчас оттуда ведутся пробные трансляции. Но регулярное вещание впервые в России открывают именно в Екатеринбурге.

В планах Свердловской филармонии кроме прямой трансляции концертов – записи с последующей выдачей в эфир. В дальнейшем – Интернет-телеканал, где записи предыдущих концертов будут выдаваться в Интернет-эфир в соответствии с программой передач – как на телеканалах. Будет предоставлен и сервис Video – on – demand (видео по требованию), где можно будет выбрать из видеотеки и просмотреть любой концерт. А если совсем помечтать, то в радужных перспективах можно разглядеть: телемосты с выдающимися музыкантами, трансляции концертов УАФО из зарубежных турне, выдачу в эфир оцифрованных архивных записей, взаимодействие с кинопрокатными сетями и – вспомним о социальной составляющей – показ в больницах, домах престарелых, пеницитарных учреждениях. В эпоху разнузданной телевизионной попсы, когда у зрителей практически нет выбора, все это напоминает высокотехнологичную компанию по спасению утопающих, которая, как известно, дело рук самих утопающих. И теперь эти самые руки могут нажать нужные компьютерные кнопки.

«Планов громадье» Свердловской филармонии на самое ближайшее будущее имеет и вполне конкретные, со сроками очертания. В главных событиях предстоящего сезона примут участие известные музыканты. К примеру, Геннадий Рождественский, чей именной фестиваль пройдет совсем скоро, Владимир Спиваков с НФОРом и Юрий Башмет с «Солистами Москвы», а также Дмитрий Хворостовский, Андрей Гаврилов, Сергей Крылов, Александр Князев, множество интересных абонементных серий, и это только первая половина сезона.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1268
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1332
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
595
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
874

Другие новости