0
4728
Газета Культура Интернет-версия

02.12.2010 00:00:00

Они полетели

Тэги: хельсинки, театр, премьера


хельсинки, театр, премьера Кажется, и свет прожекторов подталкивает героя к полету...
Фото Вилле Хиванена

Финн Кристиан Смедс, хорошо знакомый российской публике по афишам фестиваля NET и питерского «Балтийского дома», нарушил собственную традицию – говорить со сцены главного финского театра о политике. Свой новый спектакль он посвятил исключительно театру, его устройству и назначению.

Спектакль «Мистер Вертиго» поставлен по одноименному роману американца еврейско-польского происхождения Пола Остера. В оригинале, вышедшем в 1994 году, речь идет о приключениях сироты Уолтера, которого за дурной нрав и внутреннюю свободу берет на воспитание таинственный полувенгр-полуеврей Мастер Иегуда. Пообещав 12-летнему мальчику, что научит его таким фокусам, что весь мир ахнет, и они заработают кучу бабла, Мастер истязает Уолтера до тех пор, пока тот не обретает способность к левитации.

Режиссер Смедс использует полудетективный роман постмодерниста Остера для того, чтобы рассказать – а точнее, показать, – как груба и в то же время волшебна театральная техника; как сильно обольщение искусством и как действенна простая вера в чудеса. Вместо мальчика-оборванца на сцене – мускулистый и бритый наголо Тера Яртти, которого Мастер подвергает различным экзекуциям, чтобы разбудить в нем «полетный» дар. Действие происходит сначала в ку-клукс-клановской Америке 1920-х, потом в 1930-е и, наконец, в 1950-е, когда Уолтер, он же мистер Вертиго, достигает почтенного возраста и живет с женщиной лет на двадцать старше себя...

Всё это проносится перед глазами зрителей с феерической быстротой – благодаря тому, что режиссер мастерски и бесстрашно использует пространство театра и его возможности.

Первую часть «Мистера Вертиго» публика смотрит, «катаясь» на высоком станке, установленном на поворотном круге. Закоулки сцены, ее карманы и арьерсцена становятся местом (вернее, местами) действия для экзотических героев этой истории. В одном углу – гримерка, заставленная сотней горящих свечей, в другом – мрачный подвал с надписью «Murder» задом наперед, в третьем – пыточная для Уолтера, где ему отрубают мизинец и вешают на крест. Наконец, на авансцене, отгороженной поначалу от зала бархатным занавесом, – плацдарм для актера-летуна, его личный «эшафот». Каждого выступления Мистер Вертиго боится пуще смерти. Правда, собственно полеты нам толком не показывают: Мастер выталкивает Уолтера, от страха какающего в подставленное ведро, за занавес и вместе с нами слушает восторженные вопли и аплодисменты воображаемой публики. Что означает: полетел, ура.

Под финал первого акта Смедс заготавливает самый эффектный фокус. В момент, когда по сюжету Мистер Вертиго начинает страдать от сильных головных болей и перестает летать, занавес распахивается, и зал с помощью 3D-проекции деформируется, как в кривом зеркале. Звучит знаменитая тема из «Твин Пикс» Дэвида Линча, и театр, чью парадную и изнаночную сторону мы изучаем весь спектакль, обретает кинематографический саспенс.

Кроме причудливости сюжета и налета мистики, Линчу посвящается и карлик в красном кимоно поверх балетной пачки. Он танцует на узкой полоске авансцены под пение артистов из хельсинкского нон-конформистского театра «Ком». После долгого антракта, за время которого станок полностью разбирают и оставляют сцену пустой, зрителя пересаживают в партер и показывают долгий джем-сейшн.

В финале публику снова зовут на сцену, сажают на низкие деревянные скамьи и закругляют эпопею самоубийством Мастера и монологом экс-Вертиго о том, что полеты возможны – нужно только к ним правильно готовиться. Стоящий на возвышении актер приглашает подойти к нему поближе. Потоптавшись на месте, люди волей-неволей сплачиваются и, послушно задрав головы, слушают его, как священника. Занавес бесшумно распахивается, и из темной глубины зала к нам летит человек – наперекор всем законам гравитации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1786
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1586
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1800
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1507

Другие новости