0
1313
Газета Культура Интернет-версия

15.03.2011 00:00:00

Испанский абонемент

Ирина Губская

Об авторе: Ирина Губская, Санкт-Петербург

Тэги: театр, балет, испания


Испанский хореограф Начо Дуато, привлеченный в труппу, показывает свою первую программу. В нее вошли прежние постановки «Дуэнде» и «Без слов» и новое сочинение «Nunc Dimittis», поставленное для михайловской примы Екатерины Борченко. Первоначально все эти премьеры должны были открывать спешно затеянный в начале сезона фестиваль, к которому собирался приложить руку «королевский» продюсер Сергей Данилян – но идея фестиваля повисла в воздухе.

С приходом Дуато, который начал знакомиться с труппой уже до начала контракта, балет в очередной раз всколыхнулся. Затем опять успокоился, особенно после того, как были сформированы премьерные составы. Точнее, состав, поскольку для новых балетов подготовлен один-единственный, что не вполне уместно в репертуарном театре. Возможно, в короткие сроки просто не успеть «поставить ноги» российским танцовщикам по-западному. Не случайно главной исполнительницей выбрана Екатерина Борченко, балерина гастрольной шлифовки, то есть сильная, нивелированного стиля, с красивыми линиями, идущими как классике, так и современным формам.

В репертуаре появление постановок Дуато – продолжение направления, начатого главным балетмейстером Михаилом Мессерером: не повторять других. Впервые на сцене Михайловского постановка Дуато была показана в гостевой программе Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко на конкурсе балетных училищ (также идея Мессерера) вместе с балетами Иржи Килиана (своего бывшего шефа Дуато обещает пригласить в Михайловский – весьма кстати, пока Мариинка, немного порепетировав, отложила в долгий ящик, переметнувшись на Прельжокажа). Кстати, на нынешней премьере в Михайловском ожидается Валерий Гергиев, и как знать – не окажутся ли в Мариинке балеты Дуато раньше, чем Килиана. Музыка на премьере будет великолепная - Дебюсси, Шуберт, Пярт (правда, как она будет звучать у здешнего оркестра и как это повлияет на восприятие балетов Гергиевым – вопрос).

Заодно шеф Мариинки сможет посмотреть, как выглядит у Дуато бывший премьер его театра Леонид Сарафанов, официально озвучивший версию, что ушел ради этой хореографии. Тем более что с начала года, когда Сарафанов начал работать в Михайловском, он практически дублировал свой мариинский репертуар: «Жизель», «Корсар», «Спящая красавица»┘ Понятно, что по амплуа Сарафанов – это «Тщетная» и «Коппелия», «Сильфида» (никак, к примеру, не Спартак, хоть Якобсона в Мариинке, хоть Ковтуна в Михайловском). Попутно возникла проблема партнерства. В пару Сарафанову дали, разумеется, приму. Из двух главных по фактуре больше подходит Ирина Перрен (хотя с Екатериной Борченко ему тоже довелось станцевать, в «Корсаре», когда Перрен получила травму). В результате разбили существующий идеально слаженный дуэт, не получив взамен другого. «Ознакомительный марафон» завершало «Лебединое озеро», которое в Михайловском идет в новой для Сарафанова, освоившего от мариинской (Константина Сергеева) до миланской (Нуреева), редакции. Может, потому этот спектакль оказался наименее выигрышным. А может, премьер уже увлекся предстоящей премьерой.

С приходом Начо Дуато в Михайловском балете два руководителя. Причем должности выглядят ровно наоборот: сочинитель авторских балетов – худрук, а Михаил Мессерер, вполне успешно совмещающий «в одном флаконе» педагога, возобновителя классики и знатока специфики академического театра – главный балетмейстер. Поскольку Дуато замахнулся в планах на «наше все» - от постановки «Спящей красавицы» до корректив в классических спектаклях и их составах («Лебединое», работа Мессерера, выдвинуто на «Маску», но доберется ли до «масочного» показа в изначальном виде – уже нет уверенности), обещая заодно «довести до совершенства» работы вроде бы как не вполне предшественника. Конечно, для Дуато работа с классикой в академическом театре Петербурга, признанной столице балетного академизма – еще и вопрос самолюбия. Именно желание получить классический балетный театр послужило причиной окончания его контракта в Испании.

В готовящихся премьерах Дуато наличный «классический» исполнительский материал приспосабливает в вольную пластику. Хотя «перепрофилированные» классики и академические балеты начинают танцевать с соответствующим акцентом. В Петербурге есть результат подобной работы: артисты Бориса Эйфмана, органичные в его хореографии, в классике выглядят инородно. Бывшая звезда балета Эйфмана Вера Арбузова едва находит себе место в репертуаре Михайловского; перешедших из его труппы танцовщиков – правда, со значительно меньшим опытом – заметно по актерской энергетике и тоже не вполне академичной пластике.

Странное двоевластие выглядит пережиданием: то ли Дуато уйдет – и тогда Мессерер останется в театре, то ли Дуато приживется – тогда Мессерер спокойно уйдет «по окончании контракта». Таким образом Владимир Кехман удерживает «двух зайцев». Но тенденция купить все, что успел, лишь бы значительное, и разворачивая театр в зависимости от того, что за покупка удалась на этот раз, - это и признак неопределенности художественных планов директора. Михайловский театр последнего времени отличает беспорядочность в направлениях работы и афише: помимо всевозможных «корпоративов», здесь то клоунада Полунина, то кинофильмы, то вечера-встречи, то гастроли разного толка. Хотя Начо Дуато, помимо собственно хореографических качеств, хорошо смотрится и в качестве модели в рекламе на постерах и афишах.

Что до репертуара – конечно, Михайловский театр теперь имеет все шансы расширить афишу постановками нового худрука, к тому же обидевшийся на свое прежнее место работы Дуато забирает у него права на свои постановки, которые надо же прокатывать. Но не слишком заполнен зал на современных постановках и в Мариинке – при том что труппа более высокого уровня. Нынешняя «тройчатка» в Михайловском музыкально в пластике – о душе. Но бессюжетно, что в России широкую публику (в том числе и иностранно-туристическую) привлекает мало. А потому ограничится ли балет в Михайловском театре «испанским» годом или Дуато продолжит работу – вопрос открытый. Что до года Италии – то это направление логично уступить опере.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1913
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
917
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4558
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3539

Другие новости