0
1655
Газета Культура Интернет-версия

17.03.2011 00:00:00

Мессия явился

Тэги: франция, театр, события


франция, театр, события Красота, которая спасет...
Фото Олега Кулика

В театре Шатле идет премьера «Мессии». В новой постановке Генделя участвуют известный стэнфордский философ Мишель Серр, прославленный дирижер немецкой классики Хартмут Хенхен и знаменитый московский художник Олег Кулик. Это уже второй для Кулика опыт в качестве французского режиссера музыкального театра после «Вечерни Пресвятой Девы» Клаудио Монтеверди, которую он ставил и оформлял на той же самой сцене два года назад. Пока что запланировано пять спектаклей, с 14 по 20 марта.

«1700 тел уже нашли в Японии», – пришло мне сообщение от жены в 19.57 по среднеевропейскому времени. Через три минуты на просцениум Шатле торжественно вышли два певца в черных клобуках и медленно уселись на курульные кресла, расставленные в противоположных концах площадки, пообок портала: каждое из седалищ при этом было поднято на три ступеньки над сценой – не иначе, как патриаршее место в Успенском соборе. О том, что перед нами не архипастыри неведомых восточных церквей, а исполнители, дали понять только сопровождающие их дамы в развевающихся алой и голубой фантазийных туниках с капюшонами: не монашки-доминиканки, а простые статистки. Все дальнейшее происходило в том же духе: постановщик Кулик снова попытался преобразить театр в храм. Создать мистерию, фоном для которой выступило землетрясение.

Перевоплощения – это постоянный принцип Олега Кулика. И в жизни, и в искусстве он исповедует доктрину Протея: меняться, пока тебя не поймали (в словаре московского концептуализма эту стратегию назвали бы путем Колобка). Из директора сельского клуба у истоков Волги-матушки он перевоплотился в куратора знаковой московской галереи «Риджина». Из культуртрегеров ушел в художники. От прозрачной скульптуры двинулся к акционизму. Бросил успешную карьеру человека-собаки ради образа бородатого неофита, исповедующего туманную синкретическую веру. И вот – логичное продолжение его ветвистой жизненной линии – новая роль: приглашенного режиссера в старинном парижском театре.

Спектакль начинается с занавеса. На том самом месте, где в традиционном театре помещают пыльную бархатную портьеру, а в православном храме – иконостас. Кулик превратил второй занавес в огромный проекционный экран, на котором разворачивается визуальное действо, иллюстрирующее как музыку оратории, так и библейские тексты, которые пропевают исполнители. Причем иллюстрирование это колеблется от сложно-метафорического до наивно-аллегорического, от ритмических колебаний в такт до изобретения собственных визуальных лейтмотивов. Анимированные персонажи Босха раскрывают свои рты и пасти, пляшет координатная сетка, вырезанные фигуры Малевича выплывают из темноты, еврейские буквы свиваются в калиграммы, сносят дома и деревья ударные волны ядерного взрыва, звездное небо несется на нас со скоростью картинки «метеоритный дождь» в старом Московском планетарии. Но это – только часть зрелища.

В новой «пространственной литургии» одновременно сосуществуют несколько планов. Первый – оркестровая яма (все хористки одеты монашками-схимницами, а хористы – монахами-схимниками с накладными бородами): этот план виден только с козырных мест. Второй – просцениум с исполнителями главных партий; в их числе «бессмертный» (академик Французской академии) профессор истории науки в Стэнфорде, старший офицер ордена Почетного легиона и проч., и проч. Мишель Серр – не самый сегодня модный философ, но вполне уважаемый во Франции 80-летний господин с простительными в его возрасте ошибками дикции, который читает свои ученые записки как прологи и эпилоги, до и после антрактов. Третий – «живой» проекционный экран-занавес: главное сценическое открытие Кулика. Четвертый – собственно сцена, на которой в перьях Иисуса-шута пляшет Андрей Иванов, солист Мариинского театра, и где к нему присоединяются движущиеся автоматы: они помахивают разными частями своих механических конструкций и иногда поскрипывают на поворотах так, что их слышно даже сквозь музыку Генделя из второго ряда бельэтажа. И, наконец, пятый план – задник, на котором тоже время от времени вспыхивают разные картинки, светят прожектора и мелькают огоньки. Все эти уровни сосуществуют одновременно, причем все то, что находится между занавесом и задником, часто сливается в многомерную и многоярусную визуальную какофонию, в которой глаз зрителя судорожно мечется от одного уровня к другому. Чувства потрясены, но сознание почти не затронуто.

Как мог бы быть великолепен барочный театр, если бы в эпоху барокко уже существовали лазеры и прожектора, кинопроекторы и анимация 3D! Проблема только в одном: для такого рода театра нужен зритель эпохи барокко. И от этого зрителя требуется одно: беспрерывная способность восхищаться, то есть отсутствие критического сознания. То, чего, увы, не может дать Кулику публика театра Шатле.

Париж–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1499
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1706
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1812
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4141

Другие новости