0
1683
Газета Культура Интернет-версия

09.06.2011 00:00:00

Театральная жизнь без болота

Николай Жегин

Об авторе: Николай Жегин, Москва - Нижний Новгород - Арзамас - Дзержинск

Тэги: нижний новгород, театр


«Областные» театральные фестивали не следует путать с фестивалями «всероссийскими». На «областном» обычно – «все свои», и все куда скромнее. На Фестивале нижегородских театров «Премьеры сезона» нас ожидали – одиннадцать спектаклей в Нижнем Новгороде, Арзамасе и Дзержинске.

Мы уж было вошли в «рабочую» колею, как неожиданно мне попался в руки первый номер нового журнала «Театр». Стал листать и наткнулся на дискуссию о театральных вузах. «К теме о провинциальных вузах, – прочел я в выступлении главного редактора журнала, - меня подтолкнул мой визит в Нижний Новгород». – Какое совпадение! – подумал я, – Вот и мы в Нижнем как раз «с визитом». – «В этом городе, – продолжал главный редактор, – имеется крупный театральный вуз. И при этом сей город ≈ жуткое театральное болото. О том, что происходит в тамошних театрах, можно судить по висящим на центральной улице афишам. Их репертуар ≈ это либо хрестоматийная классика, сделанная в худших «музейных» традициях, либо какая-то коммерческая дребедень».

Неприятно поразил прежде всего тон разговора,– развязный и грубый. Ничего подобного «старый» журнал «Театр», где я проработал многие годы, никогда себе не позволял. Но дело не только в «тоне», – чтобы назвать культурный центр Верхней Волги «театральным болотом» надо иметь на то веские основания. Без аргументации – это называется «размазать по стене» – занятие критика не достойное. То, что там ставят «хрестоматийную классику» – еще не преступление. Классика, что бы сегодня ни говорили, остается нашим национальным достоянием и духовным капиталом. А что до «музейных традиций», – стоило бы посмотреть хоть «Дядю Ваню» в Нижегородском театре драмы, спектакль, кстати сказать, превосходный, действие которого происходит на палубе, – что (как к тому ни относись) уж конечно не «музейная традиция».

Стал читать дальше и удивился еще больше: в двух номерах нового журнала – зеркале театрального процесса по прямому своему назначению – премьеры Москвы, Питера, России остались попросту незамеченными┘ Неужели именно этого хотел председатель СТД Александр Калягин, когда отправлял в отставку одного главного редактора и приглашал на его место другого?

«Скажу, что понапрасну

Лилася кровь царевича–младенца;

Что если так, Димитрий мог бы жить».

Одно, впрочем, хорошо – «дискуссия» обострила мое внимание к «театральным фактам» – основе добросовестной критики.

Вот скажем, г-жа главный редактор утверждает, что «в этом городе имеется крупный театральный вуз». Но нет в Нижнем Новгороде театрального вуза, ни крупного, ни мелкого, нет и никогда не бывало. Странно звучит и другая мысль о том, что «в театральном вузе (Опять! Дался ей этот злополучный вуз! - Н.Ж.)┘съели одного из самых интересных театральных педагогов Вячеслава Кокорина». Но ежели не существовало вуза, в котором «съели», то что же случилось на самом деле с Кокориным, которого мы давно знаем и за судьбу известного режиссера вроде бы можно не беспокоиться?

Вуза – нет, зато есть знаменитое Нижегородское театральное училище имени Евстигнеева. Лучшее (смею думать!) театральное училище в России. А при нем есть великолепный Учебный театр (таких всего два на всю Россию). Мы смотрели там хореографическую импровизацию по «Кровавой свадьбе» Гарсиа Лорки и отметили превосходную выучку, танцевальность и владение «логикой действия» выпускников.

В Нижнем давно сложилась эффективная система «воспроизводства» актерских кадров – проблема в целом сегодня для театральной России острейшая. Это своему училищу обязана именитая Нижегородская драма тем, что в среднем, да и в старшем «регистре» у нее едва ли не лучшая на сегодня актерская «коллекция» по России. А славу театру приносят, как известно актерские имена.

90 процентов актеров региона – выпускники училища. Кстати, это заметно даже «на слух»: речь здесь удивительно правильная, «по-русски» говорят со вкусом, орфоэпически безупречно, с эталонным «московским говором», а проблемы «сценической речи» сохраняют актуальность «далеко за пределами» Нижнего.

«Театральная прививка» здесь начинается с театра кукол. «Сказ о граде Лебединце» по старой и порядком «зачитанной» сказке сохранил на сцене Нижегородского театра кукол очарование кукольного представления, с «превращениями», с пленительной лавиной половецкой конницы┘ Дальше любознательный нижегородец поднимается ступенькой выше – в детский театр. В Театре «Вера», правда, как раз к нашему приходу потекла крыша, в фойе образовалась лужа на полу, что на исполнительском уровне актеров, к счастью не отразилось. Оттуда прямая дорога в Нижегородский тюз, а там рукой подать и до академического Театра драмы. То, что «система» эта эффективно «работает», – заметно по атмосфере в зрительных залах, где школьники, не только «воспитаны», но и восприимчивы к театральному действу, – качество, которое не возникает само по себе, на это уходят годы. Именно годы и создавали прочность культурной традиции в Нижнем.

Нижегородский театр драмы на фестивале показывал «Вассу» (Первый вариант «Вассы Железновой» 1910 года) спектакль еще не во всем устоявшийся, еще не вполне «нашла себя» в роли Вассы опытнейшая Кириллова, но уже сложился ансамбль с превосходным Управляющим Васильевым – Блохиным, Прохором–Демуровым, Павлом–Ометовым, Натальей–Блохиной┘ Надо думать к октябрю, когда театр откроет Международный горьковский фестиваль, спектакль обретет должную «кондицию». А Горьковский фестиваль в самом деле нужен. Среди 155 фестивалей драматических театров горьковского не было, между тем пьесы Горького сегодня ставят часто, это заметно и в Москве.

Со времени «бури и натиска» в Нижегородском тюзе, получившем широкую огласку, прошло полгода. Сегодня два режиссера-«антагониста» работают в одном театре в «автономном режиме». Спектакль «Жена мужа в Париж провожала» по рассказам Шукшина, поставленный Виктором Симакиным, к сожалению, увидеть не удалось (заболел актер и спектакль отменили), а от «Тома Сойера» Владимира Золотаря неожиданно пахнуло чем-то обаятельно старо-тюзовским. Разумеется, спектакль современный – с симультанной сценографией, ударной установкой, на которой оттягивался Новиков (Том Сойер) и вполне приличным брейком, но среди его новых аксессуаров не терялись симпатичные лица Тети Полли – Макаровой, рыжекудрой Бекки Тетчер – Синчук, Гека – Козлова и других┘ Спектакль в целом веселый и добрый. Этим-то и напомнил давние времена доброго нашего тюза.

┘В небольшом 150–титысячном старом Арзамасе еще два года назад кроме драмы давали спектакли и в опере, совсем как в каком-нибудь Ваймаре. Теперь – не то: опера съедала 20% бюджета муниципальной культуры и приказала долго жить. Часть солистов перебралась в драму, формат которой от этого накренился в сторону мюзикла. Мы увидели правда, скорее, оперетту. «Дон Жуан в Севилье» - опыт продуктивный, полный зал принимал спектакль с энтузиазмом. В Дзержинске – городе большой химии (по части экологии одном из самых «грязных» наших городов) театр не раз отмечен на смотрах и фестивалях и ни в коем случае нельзя говорить, к примеру, о «Грозе» со снисходительным уклоном. Экзамен, который предложил режиссер Подскребкин исполнителям, развернув действие, по сути, на пустой сцене, был вовсе не прост. Пьеса Островского предельно «декоративна» и загружена обстоятельными реалиями быта. Был ли это «Бедный театр» – как «эстетический принцип» или как следствие жизненных обстоятельств – не знаю. Впрочем, дорогой назад, возвращаясь в Нижний, больше думалось о другом. Актер муниципального театра с его зарплатой 4-5 тысяч рублей с одной стороны загнан в самый дальний угол социума, а с другой, натянув трико, натощак обязан вещать о вечном. Между тем, если говорить об итоге разнообразных театральных впечатлений от фестиваля, то может быть главное – за всю поездку я не встретил ни равнодушия, ни, усталости, ни апатии. Все-таки у господ актеров всегда ощущается главная цель – их профессия и сцена. Какое «болото» – опомнитесь! – тут трудоголики, тут нервы, тут вечные заблуждения и поиски.

Полгода назад по поводу голодовки в тюзе был поднят большой шум в прессе и в интернете, но кто расскажет о той молчаливой голодовке за закрытой дверью квартиры с вечно пустым холодильником, на которую обречен актер муниципального театра?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
319
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
540
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
745
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
575

Другие новости