0
1867
Газета Культура Интернет-версия

23.01.2012 00:00:00

Театр коллективной памяти

Тэги: выставки


выставки Влад Юрашко. Анатолий Собчак. Из совместной с Викторией Шумской серии "Memory Art/ Искусство памяти, 19/91", 2011 75х85. Холст, масло

На выставке «Искусство памяти. 19/91», открывшейся в Малом зале центра Artplay, представлена живопись художников Влада Юрашко и Виктории Шумской. Куратор проекта Валерий Анашвили, главный редактор журнала «Логос», называет 1991 год «точкой деконструкции времен», а художники разворачивают ее в пространстве, которое (не будь этой точки) было бы заполнено станками завода «Манометр», территорию которого теперь занимают всевозможные офисы и арт-бюро, арендующие у центра Artplay помещения.

Подобно Ролану Барту, описавшему мифологии общественного сознания Франции 50-х годов, художники Влад Юрашко и Виктория Шумская составляют визуальный конспект знаков августа 1991 года и того, что можно назвать «до» и «после», а вернее даже – немного «до» и чуть-чуть «во время», где переломная точка – август 91-го. Зритель будто застает художников за перелистыванием газетных подшивок и пересматриванием архивных видеопленок – живописные композиции выхватывают самые памятные моменты: очереди, отсутствие продуктов в магазинах, танки на улицах Москвы, балерины на экране телевизора. Именно телеэкран определяет цветовую палитру работ – серую, местами пожелтевшую, где-то отливающую зеленью теней, неожиданно перекликающуюся с разводами на старом заводском бетонном полу выставочного зала. Работы условно разделены на серии – «Слэш», «Очередь в будущее», «Первая полоса» и собственно «Искусство памяти», но все они, включая единственную абстрактную серию больших масляных полотен «Исчезающий архив», стремятся к одному – максимально объективно восстановить в памяти вытесненный в подсознание акт обретения свободы.

Пространство экспозиции максимально театрализовано: на фронтальной стене, как занавес, за которым готовят сцену к новому политическому «действию», размещено масштабное панно – «Балет. Акт второй». Изящных белоснежных балерин, танцующих «Лебединое озеро» (словосочетание, ставшее синонимом политической неопределенности), зрителю предлагается наблюдать сквозь палки и швабры, торчащие из инсталляции «Баррикада». Объявления гласят, что данная конструкция ни к чему не призывает и ничего не символизирует, и вообще, «эту баррикаду решено было построить здесь еще до того, как народ вышел на Болотную и проспект Сахарова», но именно она осуществляет связь документально зафиксированного прошлого с актуальным контекстом. На втором этаже зала, возвышаясь над происходящим, разместились портреты героев времени – политиков Геннадия Бурбулиса, Анатолия Собчака, Анатолия Чубайса, Егора Гайдара, Галины Старовойтовой, философа Мераба Мемардашвили┘

Художники фиксируют момент крушения советской иллюзорной картины мира, разрыв, слэш, через который потоком фотографий и новостных сюжетов ворвалась реальность – манифестации, баррикады и толпы людей, вышедших на улицу не по указке сверху. Образ идеального государства, представленный возвышенным жанром искусства – балетом, художники сталкивают с массивностью танка, выкатившегося не просто на конкретную улицу отдельно взятой столицы, но в пространство, доселе тщательно оберегаемое, живущее по законам символов и архетипов, – коллективное сознание. Именно оно хранит уже не нужную грядущим поколениям информацию о булочке в рубль 25 копеек и горько усмехается, вспоминая резиновые сапоги, одиноко стоящие среди пустых полок магазина. Выставка «Искусство памяти» – не портрет эпохи, а коллективный портрет свидетелей развала СССР, визуальный анализ нашей общей памяти.

Состояние, которое фиксируют художники Влад Юрашко и Виктория Шумская, сравнимо с работой немца Герхарда Рихтера «Бетти» (1988), где изображена его дочь, оглядывающаяся на что-то, находящееся за пределами видимости картины. Художники «поймали» именно это движение, движение идущих вперед с лицами, обращенными в прошлое. Созерцающим даже отвели уютный уголок – мягкие диваны перед серией работ «ЮБК». Дети на фоне моря, уходящие вдаль аллеи кипарисов, девушка на пляже – откройте фотоальбом, такие фотографии есть у каждого или почти у каждого. Когда это «почти» станет большинством, то вспоминать этот переломный исторический период будет уже некому.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нобелевская премия мира не досталась Трампу

Нобелевская премия мира не досталась Трампу

Геннадий Петров

Награду получила противница венесуэльских властей Мария Корина Мачадо

0
1247
Самозанятым настоятельно рекомендуют начать отчислять взносы в Соцфонд

Самозанятым настоятельно рекомендуют начать отчислять взносы в Соцфонд

Ольга Соловьева

Власти обещают оставить специальный налоговый режим без изменений до 2028 года

0
2166
Суды можно быстро разгрузить с выгодой для граждан

Суды можно быстро разгрузить с выгодой для граждан

Иван Родин

Законопроект "Новых людей" проверит намерение властей и дальше отрицать очевидное

0
2056
Ожидаемый прирост ВВП в 2025 году снизился до 0,7%

Ожидаемый прирост ВВП в 2025 году снизился до 0,7%

Михаил Сергеев

Если тенденция продолжится – избежать спада экономики в следующем году будет почти невозможно

0
2870

Другие новости