0
1518
Газета Культура Интернет-версия

24.05.2012 00:00:00

Фотографический протест

Тэги: сахаров, выставка, фото, протест


Небольшое помещение. Человек скользит по периметру комнаты, следуя за тем, куда направляет его любопытный, внимательный взгляд. «Давайте начинать!» – звучит громкое объявление. Люди осматриваются, как бы удивляясь тому, что так быстро заполнилось пространство.

Выставка начинает свою насыщенную событиями восьмидневную жизнь с вручения наград победителям фотоконкурса, по итогам которого была составлена экспозиция. В проекте участвовали фотографы со всей России, поэтому не все смогли присутствовать на награждении. Большинство победителей (в основном – молодые люди, юноши и девушки) скромно принимают свои призы, и, сливаясь с гостями мероприятия, пускаются по второму кругу, а точнее – квадрату, дальше всматриваться в работы.

Взгляд граждан на свою страну. На этих снимках, кажется, виден не только взгляд, но и лицо, выражение лица, с которым фотограф фиксирует событие. Это – не стихия, не проспекты запруженные безликими фигурами, а детали, глаза, руки – как бы вынесенные на поверхность крупицы необозримого целого. И публике (надо сказать, самой разнообразной), вероятно, именно поэтому есть за что зацепиться: работы рассматривают, перед ними застывают, то тут то там возникают приглушенные, но от того не менее живые споры. С какой-то необъяснимой скрупулёзностью, буквально анатомируя каждый снимок взглядом, в четвертый раз останавливается человек пожилого возраста перед последней работой. На ней -средний план человека в полицейской форме, чьи пальцы туго сжимают толстую железную цепь, по отношению к которой особенно тонко и хрупко выглядят аккуратно вышитые на галстуке курсивом буквы: «Россия». Некая философская мысль фотографий рождается в тех местах, где темы и предмет изображения выходят за рамки протеста как такового. Остается настроение, интонация, и нередко – ирония, которые считываются в общем контексте.

Целую палитру эмоций вызывает серия черно-белых фотографий, открывающих выставку. На них короткими, но очень четкими штрихами рисуется период самой высокой протестной активности российского общества, с февраля прошлого года по март нынешнего (майские события – тема следующей выставки). «От выборов до выборов» – так назвал эти довольно мрачные работы, порой напоминающие сюрреалистические картины, автор, Василий Попов, получивший первое место в номинации «Серия фотографий».

Лучшая работа в номинации «Одиночный снимок» надолго приковывает к себе внимание. «Митинг за честные выборы» Артема Житенева: фигуры на снимке будто пришли сюда из живописи критического реализма. Флаги в руках людей создают тревогу и напряжение, которые ощущаются при просмотре снимков и видеозаписей революции 1917 года.

Здесь искусство ступает на территорию документа – и наоборот. Иногда, окинув взглядом зал, примечаешь, что некоторые гости мероприятия, кажется только что вышли посмотреть на себя со стороны из самих снимков: на их одежде нетрудно прочитать знакомые лозунги, они хмурятся, заострив на чем-то внимание. Трудно найти человека без собеседника, фотографию без высказывания, образ без идеи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1443
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1647
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1757
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4063

Другие новости