0
3402
Газета Культура Интернет-версия

30.05.2012 00:00:00

Игра в бисер

Тэги: искусство, выставка, мозаика


искусство, выставка, мозаика Домашний Кремль Ольги Солдатовой.
Фото предоставлено организаторами

В понедельник в Musivum Gallery на территории центра дизайна ARTPLAY открылась выставка Ольги Солдатовой «ФизКультУра». Автора картинок из бисера на подушках, которые продавались по соседству на Винзаводе, теперь представляют в монументальном мозаичном жанре. Игра в бисер Солдатовой превращает мощные образы соцреализма в миниатюрные произведения декоративно-прикладного искусства. В лучших традициях постмодернизма.

Девушка с острова Сахалин, Ольга Солдатова, выпускница МАРХИ, в 90-х занималась модой, создавая образы красноармейцев, живущих в реалиях перестройки: с вышитыми полудрагоценными звездами, сияющими на ушанках, сверкающими бисером шинелями и валенками от-кутюр. Потом, отучившись мозаике в Равенне – городе, где сливаются две мозаичные культуры – римская и византийская, Ольга занялась декоративным переосмысливанием советского (и не только) прошлого.

По толковому словарю Даля, мозаика, или мусия, – это искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Подражание живописи различных стилей и объединение между собой разновременных периодов в единое гармоничное целое: сталинский ампир, эстетика европейских и японских плакатов 1920–1950-х годов, античность – Ольга собирает мозаику не только из смальты, но и из эпох.

Художника Солдатову вдохновляет оптимистическое мироощущение первых советских лет, когда искусство открыло в спорте наглядный образ совершенства, идеал нового человека, рожденного «чтоб сказку сделать былью». На вопрос «почему?» отвечает: «Потому что из детства».

В качестве источника цитат – Московский метрополитен эпохи Большого Стиля, с мозаиками Дейнеки, фарфоровыми медальонами Елены Янсон-Манизер и Исаака Рабиновича – собирательный изобразительный образ homo soveticus, который, строя новую страну, строил самого себя: лыжник, девушка с веслом, конькобежец – набор совершенных героев СССР, выполняющих пятисотметровку в три минуты и пятилетку в три года. Кропотливостью тверских вышивальщиц и балабановских мозаичистов «мысли на заданную тему» Солдатовой становятся наглядными пособиями ЗОЖ образца СССР.

Ольга Солдатова – художник, делающий Большой Имперский стиль не страшным. Будто и нет тоталитаризма вовсе. Относясь к советскому прошлому с иронией, она заставляет иначе взглянуть на вечно летящих над головами москвичей лыжников, часы Спасской башни и, конечно, самолеты. Само уменьшение огромного медальона со станции «Маяковская» до размера помещающейся на плече броши является примером нового прочтения в новом ключе: созданные для воспитания нового мироощущения советского человека, грандиозные монументальные образы превращаются в милые рефлексии на заданную тему, что позволяет отнести художника Солдатову к постмодернистам.

Ставший узнаваемым парафраз на краснокрылый бисерный самолет Дейнеки – это своеобразный опознавательный знак художника, эмблема и уже торговый знак. Брошки-самолеты являются тайным кодом, обладатели которого, как члены масонской ложи, узнают «своих», лишь взглянув на плечо собеседника. На этот раз бисерные самолеты летают в смальтовых небесах над Красной и Розовой площадями, черно-белые футболисты забивают яркий гол цветному вратарю, пятиконечные звезды сверкают рубиновыми гранями на цементной подложке фона. На мозаичных шестигранниках пола – типичного образца полистилизма – зайцы и птицы из Средневековых миниатюр в фас, мозаики Дейнеки снизу вверх, Солдатова в профиль.

В преддверии сочинской Олимпиады физкультурники образца сталинского ар-деко напоминают, что в здоровом теле – здоровый дух. Но в контексте завуалированного тоталитаризма сегодняшнего дня в нашей стране образы становятся куда более значительными, чем просто декоративный перевод монументального языка прошлого на современный лад. Возможно они, словно противоядие, отвлекут от действительности и снова хоть на время докажут, что деспотизма – нет?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1511
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1715
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1819
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4156

Другие новости