0
2301
Газета Культура Интернет-версия

21.02.2013 00:00:00

Концентрат счастья

Тэги: манеж, выставка


манеж, выставка Для кого-то предметы экспозиции – повод для ностальгии.
Фото автора

У экспозиции с таким названием имеется еще подзаголовок «История русской вывески» и 300 образцов того, что под этой самой вывеской разумели в конце XIX – XX веках. Рекламные плакаты, цеховые знамена, фотографии… Показ в складчину готовили московские и петербургские музеи, галереи и коллекционеры, но больше всех вложился Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Если классический натюрморт – воплощенное изобилие, то вывеска – предвкушение счастья. Обещанное блаженство в сжатом виде, и не так важно, что оно еще может не случиться. Если бы речь шла о высоком искусстве, то вспомнилось бы «я» в предлагаемых обстоятельствах, «магическое творческое «если бы». Впрочем, вдохновенье не продается, поэтому театральных афиш тут нет.

Вывеска – жанр каталожный, направляющий в будущее запрос на положительные эмоции, а вы вроде как стоите у лавки желаний (в Новом Манеже и смотрители нынче ходят в халатах и чепцах продавцов и со знаками вроде «Отличник советской торговли»). Поэтому и рассуждения о показе можно было бы ограничить перечнем представленного. Рижский бальзам завода «Юлий Цезарь», девушка в «Парфюмерии товарищества Брокар и Ко» – васнецовская Аленушка, помноженная на красавиц Альфонса Мухи. Рекламный плакат Родченко и Маяковского для Резинотреста, где героиня в косынке показывает ступню калоши с серпом и молотом, приговаривая: «Дождик дождь впустую льешь/ Я не выйду без галош./ С помощью Резинотреста мне везде сухое место», таблички «Дача продается» и «Акушерка», фотографии «засиженных» вывесками домов и даже кассовые аппараты всех мастей. А рефреном, конечно, пирамиды сарделек и колбас, хлеба и фруктов. Как в «Тбилисских базарах» Вознесенского: «Фонтаны форели,/ цветастая грубость!.. Базары – пожары/… В них отблески масел/ и вин золотых./ Да здравствует мастер,/ что выпишет их!» И так вплоть до начала 1980-х, превративших плакаты и вывески в сухой знак наподобие «Ремонт Обмен [«ча» время не пощадило] сов» – да это же для нас, сегодняшних, заплутавших спросонья в природном и отмененном летне-зимнем времени!

«Все на продажу!» – еще и про колебания рекламного жанра. Шаг влево – получаем висящий, как восклицательный знак над головой, гигантский сапог или разлапистый золоченый крендель. Шаг вправо – идем к высокому штилю, где сначала Пиросмани, потом и бубнововалетцы, и Александр Шевченко, и эскизы Натана Альтмана. Одновременно это и про жизнь образа, смысл которого так легко переворачивает время. Начало прошлого столетия: «Кнейппский солодовый кофе Катрейнера» с миловидной барышней (отечественный вариант «Шоколадницы» Жан-Этьена Лиотара), рядом – «Завод земледельческих машин и орудий «Р. и Т.Эльворти», где труженица в народном костюме указует перстом на поля так, как 20 лет спустя уже на смотрящего будет указывать красноармеец с плаката «Ты записался добровольцем?», а 40 лет спустя – «Родина-мать». И сверкающий улыбкой и пенсне гедонист с плаката «Я ем консервы товарищества «Иосиф С.Кефели» обернется потом карикатурным образом буржуя. Хотя на выставке параллели эти не прослежены, но их несложно себе представить.

А вот что тут видно, так это как формализуется в советское время культура еды. В начале XX века – вот на витрине – халва и прочие сласти упаковывались в красивые, не удобные для простого захватить-с-собой большие коробки, потому что в эти коробки закладывалось и ощущение праздника. Позже вывески стали простой информацией. Не новая мысль, но тут вспоминаешь ее по новой – от нас сегодняшних с возрождающейся манией (где-то уже, конечно, и перебарщивающей) к красивой упаковке, ближе к той эпохе, чем к ее непосредственному соседу СССР.

О советский отрезок все и спотыкается. Первые шаги выставка делает бодро и бойко, играючи показывая, что и в коммерции можно все-таки найти… частицу искусства. Но дойдя до второй половины XX века, замедляется, внимание ее становится неравномерным и рассеянным. Потому что если есть фотографии уличных вывесок классика Игоря Пальмина, и сами эти аскетично-строгие образцы жанра есть, то ждешь и другой полюс с соц-артовским сарказмом, излившимся в банке икры у Александра Косолапова. Его заявили, да почему-то потом решили отказаться. Но… привлекли свежие, 2011 года снимки советских кинотеатров Леонида Кленина. Что они добавляют к рекламным вывескам потребительского парадиза, где предвкушение было волнительнее обладания?

Выставки, пробуждающие рефлекс «собаки Павлова»

Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности. ГТГ на Крымском Валу, до 24 февраля.

Всё на продажу! История русской вывески. Новый Манеж, до 17 марта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1458
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1662
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1770
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4081

Другие новости