0
2927
Газета Культура Интернет-версия

25.02.2013 00:00:00

Пушкин в Пушкинских горах

Тэги: пушкин


В культурном пространстве современной России отчетливо просматривается «пушкинская перспектива». Ее расширению в немалой степени способствует Всероссийский Пушкин-ский театральный фестиваль, вот уже двадцатый год подряд проводимый на Псковской земле в феврале. Ежегодно двери большого концертного зала областной филармонии, колледжа искусств, кукольного и драматического театров распахиваются для зрителей, на сценических подмостках разыгрываются пушкинские спектакли, а областная универсаль-ная научная библиотека радушно принимает зрителей, участников и гостей фестиваля, студентов и вольных слушателей фестивальных чтений. Нынешний февраль – юбилей-ный. Самое время – подвести некоторые предварительные итоги и поразмышлять о пер-спективах его развития.

Когда двадцать лет назад народный артист России Владимир Рецептер задумался о теат-ральной судьбе пушкинского наследия, сомнений о месте проведения фестиваля у него не возникало. Конечно, это должен быть Псков, Пушкинские горы, село Михайловское – здесь Пушкин жил, творил, мыслил, страдал и был счастлив. Здесь он создал «Бориса Го-дунова» и задумал «Маленькие трагедии». Здесь ему в воображении являлся незабвенный Иван Петрович Белкин в окружении своих героев. Здесь, в ограде Святогорского мона-стыря, он нашел свой последний приют.

Псковская земля стала мощным центром притяжения для участников и гостей фестиваля. Здесь показывали свои спектакли Петр Фоменко и Олег Ефремов, Анатолий Васильев и Эймунтас Някрошюс, Кама Гинкас и Игорь Ларин. Здесь читал главы из «Евгения Онеги-на» знаменитый пушкинист Валентин Непомнящий и выступал с докладами глава пуш-кинской комиссии Института русской литературы Сергей Фомичев. Здесь обсуждали про-блемы театра Пушкина видные представители театральной критической мысли.

Можно сказать, что для русского театрального самосознания ежегодный фестиваль во Пскове, посвященный творчеству и личности Пушкина, не прошел бесследно. И.о. ректо-ра Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Анатолий Че-пуров в своем докладе привел следующие цифры. В 1970-е-1990-е гг. в репертуаре наших театров превалировал Пушкин «детский» (сказки) и школьно-хрестоматийный («Капитан-ская дочка» или «Борис Годунов»). И число обращений к Пушкину было невелико – на всю театральную Россию всего 44 постановки. Фестиваль инициировал театральную мысль в направлении к освоению пушкинского пространства, и следующие двадцать лет (1992-2012) дали более 160-ти спектаклей разных жанров и подходов. (Только в 1995 году зрители увидели 35 пушкинских спектаклей.) За это время освоена не только драматургия Пушкина, которую традиционно считают сложнейшей для постановки, но и пушкинская проза, поэзия, публицистика. Пушкинские темы, мысли, идеи сюжета оказались включены в современный театральный контекст, вовлечены в культурное пространство современной эпохи.

Этот фестиваль впору назвать лабораторией по изучению пушкинской прозы, поэзии, драматургии. Историки литературы и музейщики, театроведы и библиотекари, писатели-пушкинисты и актеры, режиссеры и музыканты сходятся в конференц-зале областной на-учной библиотеки для диалога о Пушкине. За огромным овальным столом читаются док-лады, ведутся обсуждения услышанных выступлений и просмотренных спектаклей. Поис-ковый, пытливый характер фестивальной программы очевиден. Для его устроителей важ-на «разомкнутость» Псковского фестиваля – навстречу зрителю, современной театральной культуре, современной филологической науке. Задуманный как фестиваль-лаборатория, Всероссийский Пушкинский верен избранной стратегии. Для профессионалов-гуманитариев – это прежде всего предоставляемая фестивальной программой возмож-ность свободной интеллектуальной рефлексии на пушкинские темы. А для псковских зри-телей фестивальные показы – это возможность познакомиться со сценической пушкиниа-ной, насладиться звучанием пушкинского слова, погрузиться в глубины пушкинской мыс-ли.

К сожалению, собственно театральная часть фестиваля на сей раз явно уступала его ин-теллектуальной составляющей. Она была попросту бедна и проходила в отчетливом кон-цертно-филармоническом формате. Здесь, конечно, были свои зрительские радости. Зал, набитый школьниками, на ура воспринял «Евгения Онегина» в свежем и обаятельном ис-полнении студентов СПбГАТИ (курс Семена Спивака). Порадовал и «Пушкинский кон-церт» студентов Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, в ко-тором особо надо отметить выступления Туршинжаргала Энхбата и Владимира Дмитрука (Запомните эти имена – они еще прозвучат на больших сценах!). Особенное удовольствие доставило меломанам элегантное и строгое исполнение скрипичных произведений П.И. Чайковского ректором консерватории Михаилом Гантваргом. Кукольные постановки ни-чем особенным не блеснули, а единственный полноформатный спектакль – «Пиковая да-ма», поставленная Игорем Лариным в Петербургском драматическом театре «На Литей-ном» – остался вне художественной конкуренции. Тому есть свои причины: здание Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина пребывает в ситуации ка-питального ремонта, а потому масштабные пушкинские постановки показывать просто-напросто негде. Однако псковские хозяева фестиваля, блеснувшие в очередной раз высо-кой культурой организации и согревшие сердца гостей искренним радушием, обещали, что к началу следующего сезона театр откроется, обновленный и похорошевший. Уверя-ли, что это точно сбудется – «на 99%». Один, но решающий процент зависит от воли и расположения губернского начальства в большей степени, чем от желания устроителей. Хочется верить, что там, наверху, не упустят из виду судьбу родного театра и доведут де-ло с ремонтом до победного конца. Личное присутствие губернатора на открытии ХХ Все-российского Пушкинского театрального фестиваля позволяет на это надеяться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
396
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
296
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
361
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
376

Другие новости