0
2411
Газета Культура Интернет-версия

03.06.2013 00:01:00

Скрипи, мое перо

Тэги: искусство, культура, берген, фестиваль


искусство, культура, берген, фестиваль Яркая сцена из оперы «Марко Поло». Фото предоставлено организаторами фестиваля

В Бергене, втором по величине городе Норвегии, продолжается Международный фестиваль искусств. Форум является крупнейшим в Скандинавском регионе, однако масштаб его отнюдь не региональный: по количеству титулованных участников, по концентрации событий и уровню подготовки это фестиваль мирового класса. Его открыла новая постановка «Марко Поло» Тань Дуня – одной из самых успешных опер последних двух десятилетий. Под стать этому событию вся музыкальная программа: среди ее участников – Малеровский камерный оркестр и пианист Лейф Уве Андснес, ансамбль старинной музыки L'Arpeggiata и контратенор Андрес Шолль, Фрайбургский барочный оркестр, струнный «Хаген-квартет» и другие исполнители международного класса.
 
Бергенский фестиваль основан в 1953 году и ежегодно проходит под патронатом короля Норвегии. Его насыщенная афиша в этом году – заслуга Андерса Байера, занимавшего на протяжении нескольких сезонов пост художественного советника форума и год назад возглавившего его. Активность Байера способна поразить воображение: меньше чем за одно десятилетие Байер успел поработать в Копенгагене художественным руководителем ансамбля Athelas Sinfonietta, выведя его из кризиса и организовав на его базе масштабный форум авангардной музыки, а затем основать Копенгагенский оперный фестиваль. 
 
С не меньшим рвением Байер взялся за Берген. «На две недели мы объявляем в городе чрезвычайное положение, – обращается он к гостям фестиваля. – Развлечения и сюрпризы, уличные представления как в привычных, так и в неожиданных местах города не дадут заскучать вашей голове, вашему сердцу и вашим ногам». Действительно, в дни фестиваля Берген буквально живет им: на открытом воздухе проходят общедоступные концерты-анонсы, в часы спектаклей и концертов улицы полны публики, спешащей с одного мероприятия на другое. Одновременно в городе проходит джазовый фестиваль Nattjazz, и из нашего далека даже трудно себе представить, до какой степени Берген наэлектризован в эти дни. 

Тань Дунь известен российской публике в первую очередь как лауреат «Оскара» и «Грэмми» за саундтрек к фильму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» – развесистой клюкве на восточный манер. На его счету также опера «Первый император», заглавную партию в которой пел Пласидо Доминго, написанная для Кронос-квартета «Опера-призрак» и «Героическая» симфония, созданная для симфонического оркестра YouTube. «Марко Поло» – одно из самых успешных сочинений композитора: премьера прошла в 1996 году в Мюнхене, затем последовали постановки в Гонконге, Нью-Йорке, Турине, Лондоне, Вене, Загребе, Амстердаме. 
 
В 1998 году опера была удостоена престижной Премии Гравемайера, присуждаемой за выдающиеся достижения в области сочинения академической музыки: среди ее лауреатов – практически все крупнейшие композиторы нашего времени, от Пьера Булеза и Дьердя Куртага до Луи Андриссена и Кайи Саариахо. В том, что Тань Дунь, попавший в столь серьезную компанию, в то же время является автором музыки к «Крадущемуся тигру», и заключается секрет притягательности многих таких его сочинений, как «Марко Поло», идеально балансирующих между изысканностью и попсовостью. Амстердамская постановка, доступная на DVD, выглядит богаче бергенской – идет ли речь о ярких костюмах, эффектных массовых сценах или переменах декораций. Однако представленная в Бергене версия, при всей ее статичности, кажется более адекватным воплощением замысла композитора – и как же досадно, что он не смог приехать на премьеру! 

«Марко Поло» задуман как «опера внутри оперы», где легендарное путешествие венецианского купца в Китай изображено в первую очередь как духовный опыт, а реальное неотделимо от воображаемого. Герой един в двух лицах – Марко путешествующий (меццо-сопрано Фредрика Бриллембург) и Поло вспоминающий (тенор Томас Янг): сюжетом оперы становится его погружение в процесс воспоминаний. И поэтому кажется вполне логичным, что действия как такового практически нет, а «в кадре» на протяжении почти всего спектакля присутствуют одновременно все персонажи: это и Рустикелло Пизанский, записавший со слов Марко Поло его мемуары, и Данте с Шекспиром, и Шехеразада, и Ли Бо. 
 
Постановщица Нетайя Джонс также едина в двух лицах – режиссера и видеодизайнера: представление театра теней, скользящее по бумаге перо, сменяющие друг друга кинокадры – у задника куда более активная жизнь, чем у героев. Можно посетовать на то, что режиссер почти ничего для них не придумала, однако их обездвиженность на удивление естественна в сочетании с видеорядом и музыкой. Не злоупотребляя экзотическими звучаниями, Тань Дунь придал современному языку восточный акцент, обогатив большой симфонический оркестр индийскими, тибетскими и китайскими инструментами. Два спектакля с блеском провел швейцарский дирижер Бальдур Бронниман, ставший за пульт Бергенского филармонического оркестра. Фестиваль завершится 5 июня исполнением «Военного реквиема» Бриттена с интернациональной командой солистов.    
 Берген–Москва 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1520
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1726
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1832
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4174

Другие новости